Элханан Винчестер (30 сентября 1751-18 апреля 1797), выдающийся проповедник-возрожденец, был наиболее многогранным и успешным американским евангельским универсалистом XVIII века. Винчестер основал первую Универсалистскую церковь в Филадельфии и привлек множество людей к универсализму во время своих проповеднических поездок по Новой Англии. Во время длительного пребывания в Англии Элханан собрал большую конгрегацию в Лондоне и опубликовал одну из самых влиятельных универсалистских книг своей эпохи — «Диалоги о всеобщем восстановлении».
Первый из шести детей, родившихся у Сары Белчер и Элханана Винчестера из Бруклайна, штат Массачусетс (тогда называвшегося Мадди-Ривер-Виллидж), Элханан вырос в приходской конгрегационалистской церкви. Его отец, дьякон, был сапожником, а позже еще и фермером. Мать умерла, когда юному Элханану было девять. Его отец снова женился, у него родилось еще девятеро детей.
Элханан посещал обычные школы, но умудрялся самостоятельно выучить гораздо больше, чем предлагали школы. У него были способности к языкам, и в конце концов он овладел ивритом, греческим, латынью и французским. У него была необыкновенная память. Однажды перед церковью отец попросил его обратить внимание на библейский текст, используемый в проповеди, а затем повторить его. Во время службы дьякон заметил блуждающий взгляд сына и после службы упрекнул его в невнимании. Младший Элханан поразил своего отца, прочитав текст Священного Писания, а затем перечислив каждый из пунктов проповедника, процитировав отрывки из проповеди и сообщив количество присутствующих, а также количество колонн, стропил и стекол в здании.
В 1769 году Винчестер сделал свое публичное исповедание веры. Под влиянием пробуждения «Новых Огней» он присоединился к отделившейся кальвинистской церкви в Бруклайне и вскоре начал проповедовать. Также в 1769 году он женился на Элис Роджерс (сначала тайно, как говорят, и без юридических церемоний). Элис, первая из пяти его жен, умерла в 1776 году. В 1776 году он женился на Саре Пек (ум. 1777), в 1778 году на Саре Люк (ум. 1779), в 1781 году на Мэри Морган (ум. 1783) и в 1784 или 1785 году на Марии Ноулз. Все дети от этих браков, кроме одного, были мертворожденными; еще один не дожил до двух лет.
Раннее служение Винчестера было популярным, но часто вызывало разногласия. В 1770 году он переехал в Кентербери, штат Коннектикут. Там он был крещен через погружение в воду и принят в баптистскую церковь «открытого причастия» (церковь принимала членов, крещенных либо в младенчестве, либо в зрелом возрасте). В 1771 году он возглавил пробуждение в Рехоботе, штат Массачусетс, которое привело к образованию баптистской церкви и его рукоположению в качестве ее пастора. Знаменитый баптистский евангелист Исаак Бэкус назвал Винчестера «человеком здравого смысла, но в некоторых отношениях неопытным и опрометчивым». В 1772 году Винчестер внезапно объявил новую церковь «закрытой» (принимающей только членов, крещенных во взрослом возрасте). Община изгнала его «за нарушение Завета». Церковный собор оправдал его от обвинения в неортодоксальности, однако церковь не приняла его обратно в качестве священника. В Беллингеме, штат Массачусетс, он был отвергнут как евангелист, когда на основе кальвинистской доктрины предопределения отказался призывать грешников к покаянию. В 1773-74 годах он проповедовал в районе Бостона, штат Массачусетс.
В 1774 году Винчестер отправился в Южную Каролину. Там он принял приглашение служить в баптистской церкви в городке Уэлш-Нэк, на реке Пи-Ди. Во время пробуждения 1779 года, «лета большого успеха», он присоединил к церкви 140 белых членов и обратил 100 черных рабов. До прибытия Винчестера ни один местный проповедник не служил рабам. Позднее он писал: «предубеждения, которые рабы имели против христианства из-за суровости, применяемой к ним исповедующими христианство служителями и народом, могли быть одной из главных причин, почему их нельзя было привлечь к религиозному обучению. Но у них не было предубеждения против меня на этот счет, так как я никогда не имел никакого отношения к рабству, а напротив, осуждал его; и это, будучи общеизвестным, так подействовало на умы этих несчастных созданий, что они проявили склонность посещать мое служение больше, чем когда-либо проявляли к кому-либо другому.»
Несмотря на сопротивление белых, для черных была организована церковь. Винчестер служил обоим. После того, как он покинул Южную Каролину, его преемник объединил две конгрегации и критиковал Винчестера за то, что он принимал членов, особенно чернокожих, «очень невежественных в вопросе природы истинной религии.» Обе расы посещали одну и ту же церковь до 1867 года. Антирабовладельческие взгляды Винчестера, впервые проповедуемые на юге, были гораздо позже опубликованы в книге «Царствующие мерзости, особенно работорговля», 1788.
Винчестер прочитал в 1778 году «Вечное Евангелие», английский перевод от 1753 года книги, написанной в 1700 году немецким универсалистом Паулем Зигвольком (псевдоним Джорджа Кляйна-Николаи). Не сразу согласившись с доводами Зигволька, Винчестер признал их силу. Но даже в этом случае его собственный евангельский успех бросил вызов унаследованному им кальвинизму. По мере того, как все больше и больше людей обращались благодаря его проповеди, особенно летом 1779 года, он начал задаваться вопросом, ограничено ли число избранных. Сначала он признал, что «число окончательно спасенных будет равным, если не превысит число потерянных.» Затем он начал проповедовать возможность всеобщего спасения и призывал всех «лететь за милостью в объятия Христа».
Винчестер покинул Южную Каролину в конце 1779 года и медленно двинулся на север, проповедуя по пути и обсуждая идеи Зигволька с местными священниками. К тому времени, как он добрался до Бруклайна, он смог, с позиций адвоката дьявола, с «легкостью и готовностью» отстоять доктрину Всеобщего Восстановления. Большую часть года он провел в Новой Англии, возглавляя баптистское возрождение. На обратном пути на юг Винчестер посетил ежегодное собрание баптистской Ассоциации 1780 года в Филадельфии, штат Пенсильвания. На этой встрече он принял приглашение от Первой баптистской церкви Филадельфии и больше никогда не возвращался в Уэлш-Нэк.
Пастырство Винчестера среди ортодоксальных баптистов в Филадельфии было недолгим. Вскоре после того, как он поселился там, он прочитал книгу сэра Джорджа Стоунхауса «Восстановление всего сущего», 1761, и начал обсуждать идеи этого автора со своими друзьями. Вместе с французским универсалистом-эмигрантом Жоржем де Бенневиллем Винчестер побывал в Джермантауне, где имел общение с верующими во Всеобщее Спасение, немцами по происхождению. Он был достаточно осторожен, чтобы не проповедовать Всеобщее Восстановление открыто, однако слух о его изменившихся убеждениях вскоре распространился. Вынужденный пересмотреть свое решение молчать о своих взглядах, Винчестер позже вспоминал: «Я настолько убедился в истинности Всеобщего Восстановления, что решил никогда не отрицать его, пусть это будет стоить мне очень дорого, хотя все мои многочисленные друзья должны покинуть меня, как я и ожидал.»
В начале 1781 года воинствующее меньшинство в церкви Винчестера подписало протест против «доктрины всеобщего восстановления падших людей и ангелов» и приняло решение уволить его. При поддержке других местных баптистских церквей меньшинство завладело зданием и другим церковным имуществом. Те, кто поддерживал Винчестера, организовались в общество баптистов-универсалистов и в течение первых четырех лет молились в Зале Университета Пенсильвании.
Винчестер больше не воздерживался от проповеди Всеобщего Спасения. В своей первой опубликованной проповеди «Семя женщины, поражающей в голову Змея» (1781) он изложил основные положения своей универсалистской веры:
- «Бог есть любовь»;
- «Божий замысел в создании разумных существ состоял в том, чтобы сделать их счастливыми»;
- «Окончательный замысел Бога не может быть нарушен навсегда»;
- «Христос умер за всех; и умер не напрасно»;
- «Христос пришел, чтобы уничтожить злой принцип, или грех, из Вселенной, что Он, наконец, осуществит; и тогда страданий больше не будет.»
Он заявил, что до тех пор, пока эти принципы не будут опровергнуты, его Универсалистская вера будет стоять.
В начале 1782 года Винчестер выступил перед своей паствой с проповедью «Утешенные изгои», напечатанной в Лондоне Ричардом Кларком, епископальным священником универсалистских убеждений. Среди поклонников Винчестера в Филадельфии были два выдающихся врача, Бенджамин Раш, подписавший Декларацию независимости, и Джон Редман, первый президент колледжа врачей в Филадельфии. Редман называет Винчестера «нашим духовным Ньютоном.» Раш писал, что Винчестер в своей проповеди был «неопровержим в своих рассуждениях по всем вопросам.»
Сводный брат Винчестера Моисей (1764-1793) стал универсалистским проповедником около 1784 года. Пастор Баптистской Церкви Седьмого Дня в Шилохе, штат Нью-Джерси, он также проповедовал в Филадельфии, позже сопровождал своего брата в Новой Англии и в начале 1790-х годов посещал универсалистские съезды в Филадельфии.
В 1784 году Джон Мюррей, будучи универсалистским священником в Глостере, штат Массачусетс, посетил Винчестера в Филадельфии. Мюррей писал о Винчестере : «его поведение и выражения свидетельствуют об одном из лучших сердец, которые я знал.» Хотя Мюррей призывал оказывать финансовую поддержку филадельфийским универсалистам, он и Винчестер так и не стали друзьями и редко работали вместе, поскольку у Мюррея были серьезные претензии к теологии Винчестера. В теологии Мюррея вечное счастье зависело от окончательного примирения с Богом. Согласно Винчестеру, каждый будет наказан за свои грехи, часто довольно сурово, в загробной жизни. Позже, когда он узнал о распространении влияния Винчестера, Мюррей в частном порядке назвал винчестерцев «фарисейскими универсалистами» и написал: «Я не знаю описания людей, более далеких от христианства, истинного христианства, чем такие универсалисты.»
Винчестер посетил Новую Англию в 1785-1786 годах. Осенью он был председателем универсалистского съезда в Оксфорде, штат Массачусетс, заложившего основу для более поздней универсалистской деноминации. Зимой он проповедовал в Провиденсе, штат Род-Айленд.
В начале 1786 года Филадельфийские баптисты-универсалисты приобрели свой собственный зал для проведения служений. После первой Филадельфийской Конвенции в 1790 году они были реорганизованы с помощью Мюррея в Первую Независимую Церковь Христа и обычно назывались Универсалистами. Раш помогал составлять устав. Но к этому времени Винчестер уже был в Англии.
В 1787 году Винчестер покинул свою паству и отправился в Лондон с рекомендательными письмами от Раша. Он ходил из церкви в церковь и привлекал все возрастающие толпы. Винчестеру была предоставлена кафедра в церкви Общего Баптистского Собрания в Гласс-Хаус-Ярде на улице Поклонения (Уоршип Стрит) в 1790-92 годах, также он читал вечерние лекции в другом молитвенном доме в Гласс-Хаус-Ярде. К концу 1792 года ему удалось сформировать Универсалистскую Баптистскую Конгрегацию, расположившуюся в здании по улице Парламент-Корт, Артиллерийский переулок, в Бишопсгейте (позже Унитарианская часовня Саут-Плейс, Финсбери, а теперь Этическое Общество Саут-Плейс).
В Англии Винчестер познакомился с Ричардом Прайсом, Томасом Белшемом, Джозефом Пристли и другими известными неортодоксальными фигурами. Проведя год целиком в Лондоне, он начал проповедовать более широко, в 18 молитвенных домах в Кенте, а также в Кембридже, Бирмингеме и Линкольншире. Также Винчестер совершил короткую поездку во Францию.
В 1788 году Винчестер написал и опубликовал в Лондоне свой самый важный труд «Всеобщее Восстановление», представленный в виде четырех диалогов между священником и его другом. Эта книга, обычно называемая «Диалоги о Всеобщем Восстановлении», оказала еще большее евангельское влияние как в Британии, так и в Америке, чем его весьма эффективная проповедь. Он предложил альтернативное понимание еврейских слов, часто переводимых как «вечный». Он представил учение о Всеобщем Восстановлении как более разумное и благочестивое, чем учение о бесконечном наказании, а также как более склонное побуждать сердце к покаянию. Он утверждал, что, логически говоря, ни одно конечное человеческое существо не способно на грех, заслуживающий бесконечного наказания. Он отметил, что традиционные угрозы бесконечного наказания не сдерживают совершение греховных деяний. Также не согласуется с Божьей любовью или справедливостью сотворить так много людей, только чтобы осудить их — «великое множество язычников, которые умирают, никогда не слыша Евангелия, младенцев, идиотов, людей, рожденных глухими и т. д.»
«Диалоги о Всеобщем Восстановлении» были важной и влиятельной книгой не только в XVIII, но и в XIX веке. Среди тех, кто обратился к универсализму через ее чтение, были Абнер Коленланд и Адин Баллоу в Америке, а в Англии — отделенный баптист Уильям Видлер из Баттла, что в графстве Кент, впоследствии сподвижник Винчестера, а затем преемник в часовне на улице Парламент-Корт.
Другими лондонскими изданиями Винчестера были его «Лекции о пророчествах, которым еще надлежит исполниться», от 1790 года, основанные на 42 лекциях, прочитанных им в Саутворке и в Гласс-Хаус-Ярде (Стеклянном Дворе); «Правдивое и самое замечательное изложение некоторых мест из жизни мистера Джорджа де Бенневиля», 1791 — перевод мемуаров де Бенневиля; «Процесс и Империя Христа», 1793 год, длинная книга в стихах; и «Три трубы горя», 1793 год — проповеди апокалиптического суда, которыми так восхищался Пристли. Когда Раш читал «Лекции о пророчествах», он писал Винчестеру: «ваши труды, как бы они ни пренебрегались и какое бы сопротивление не встречали сейчас, будут драгоценны для тех поколений, которые последуют за нами, и, подобно костям Елисея, будут творить чудеса после вашей смерти.»
В 1794 году, после почти семилетнего пребывания в Англии, Винчестер вернулся в Соединенные Штаты. Он никому не сказал о своем предстоящем отъезде, но поспешно покинул Лондон и свою жену Марию, чей характер, писал он, превратил его жизнь «в рабство в течение девяти с половиной лет.» Прибыв в Бостон, он совершил весьма успешный проповеднический тур по Массачусетсу, Род-Айленду, Коннектикуту и некоторым районам Нью-Гэмпшира. Он писал: «Я удивлен переменами, происшедшими с тех пор, как я был здесь в последний раз. Я проповедовал в очень многих собраниях различных деноминаций и перед большим количеством людей, не реже, чем восемь или девять раз в неделю, и с большим признанием, чем когда-либо.»
В разгар своего турне Винчестер председательствовал на втором Съезде Универсалистов Новой Англии, проходившем в Оксфорде, штат Массачусетс. На этом заседании он инициировал импровизированное рукоположение Осии Баллоу.
В 1795 году Мария Винчестер совершила путешествие из Англии, чтобы воссоединиться с мужем. Помирившись, они вернулись в Филадельфию. Винчестер служил в течение полугода или около того, в 1795-96 годах, своей бывшей пастве, разделяя церковь с унитарианином Пристли, верующим во Всеобщее Спасение, который тем временем эмигрировал в Соединенные Штаты.
Здоровье Винчестера пошатнулось после перенесенной в 1777 году тяжелой болезни. В 1796 году он перенес кровоизлияние в легкие, от которого его лечил Раш. Немного оправившись, он отправился в Нью-Йорк, а затем в Хартфорд, штат Коннектикут, проповедуя в обоих местах. Винчестер произнес прощальную проповедь в Хартфорде в апреле 1797 года и умер там две недели спустя.
Многие работы Винчестера были забыты в 19 веке. Однако «Диалоги» Винчестера (наряду с работами Мюррея и либерального конгрегационалиста Чарльза Чонси) оставались классикой универсалистской веры для последующих поколений. Когда в 1831 году реставрационисты (универсалисты, верящие в посмертное наказание) отделились от основной массы универсалистов, обе группы объявили себя истинными наследниками Винчестера. Реставрационисты верили, как и он, в период наказания в загробной жизни. Последователи Осии Баллоу, которые не верили в грядущее наказание, утверждали, что реставрационисты, как и прочие, отошли от учения Винчестера, вернувшись к ортодоксальному христианству.
Хотя Винчестер был равен Мюррею как проповедник, он был странником и непоследовательным институционалистом (здесь, возможно, речь идет о критике морального облика Винчестера — прим. переводчика). Он умер в среднем возрасте и, таким образом, не смог присоединиться к Мюррею, Калебу Ричу и другим в качестве одного из председательствующих старейшин новой Универсалистской деноминации. Размах его путешествий и убедительность его «Диалогов», тем не менее, делают его основателем универсализма как в Британии, так и в Америке.
Многие из проповедей и речей Винчестера доступны в виде микрофильмов на сайте Early American Imprints. Различные библиотеки Гарвардского университета в совокупности располагают значительной коллекцией изданий Элханана Винчестера. Среди основных работ, не упомянутых выше, — «Лик Моисея, явленный Евангелием» (1787); «Восстановление всего . . Защита, как попытка ответить на утверждения преподобного Дэна Тейлора» (1790); «Десять писем, адресованных мистеру Пейну» (1795); «Простой политический Катехизис» (1796); «Сборник Универсалистских гимнов» (1794). Винчестер также редактировал журнал «Филадельфия», находясь в Лондоне. Наиболее полная библиография работ Винчестера содержится в книге Э.С. Старра «Баптистская Библиография» (1976).
Есть ценное автобиографическое предисловие к изданию 1792 года и последующим изданиям «Диалогов о Всеобщем Восстановлении». «Биография преподобного Элханана Винчестера» Эдвина М. Стоуна (1836), собравшая множество недоступных иным путем первоисточников и содержащая выдержки из основных трудов Винчестера, имеет недостатки, будучи отчасти оформленной в виде тенденциозного реставрационистского трактата. Годы жизни Винчестера в Англии освещены в книге Уильяма Видлера «Очерк жизни Элханана Винчестера» (1797). «История Новой Англии с особым вниманием к деноминации, называемой баптистами», Исаак Бэкус, (1795, 2-е изд. 1871), т. 2, дает более негативную оценку. Диссертация Джозефа Р. Суини из Пенсильванского университета «Элханан Винчестер и баптисты-универсалисты« (1969) объединяет множество источников, отсутствующих у Эдвина М. Стоуна (см. выше), в частности, записи баптистских церквей, обслуживаемых Винчестером. Карьера Винчестера довольно подробно описана в трудах по истории универсализма, начиная от Томаса Уиттмора «Современная история универсализма» (1830) и заканчивая Расселом Миллером «Сверхнадежда» (1979) и Дэвидом Робинсоном «Унитариане и Универсалисты» (1985). Записи об Элханане Винчестере есть в «Американской национальной биографии» Скотта Флипса, (1999) и в «Новом словаре национальной биографии» Эндрю Хилла, (2004).
Статья Питера Хьюза — опубликована 24 декабря 2002 года
Источник: https://uudb.org/articles/elhananwinchester.html