Христиане-универсалисты — общее название для всех христиан, разделяющих учение о Всеобщем Спасении (всеобщем примирении или восстановлении) — Апокатастасисе. Это учение прослеживается на протяжении всей истории Церкви и является предметом непрекращающихся дискуссий и споров, то затихающих, то возобновляющихся с удвоенной силой.
Одним из самых первых христиан-универсалистов, чьи взгляды и труды достаточно хороши известны, подтверждены и изучены, является Климент Александрийский (Тит Флавий Климент, 150-215 гг.), основоположник Александрийской богословской школы.
Климент допускал конечность адских мук, возможность покаяния дьявола и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнём для падших ангелов и людей.
Ученик Климента Александрийского, Ориген (Ориген Адамант, 185-254 гг.) — является наиболее известным универсалистом ранней Церкви. Ориген выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасиса). Он учил, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости в конечном счёте спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже сатану.
Ориген учил о предсуществовании человеческих душ — доктрина, заметно отличающаяся от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме.
Наиболее известным христианским богословом IV века, разделявшим взгляды Оригена, был Григорий Нисский (335-394 гг.), младший брат Василия Великого и друг Григория Богослова. По мнению исследователей, Григорий Нисский был наиболее «оригенствующим» и наиболее смелым, до граней ереси, богословом — он прямо говорил, что восстановление коснется даже дьявола.
Исаак Сирин Ниневийский (640-700 гг.) — один из Отцов Церкви, христианский писатель-аскет и епископ Ниневии, живший в седьмом веке, христианин-универсалист по убеждениям. Исаак молился за дьявола и утверждал, что геенна есть ни что иное, как место очищения, которое помогает исполниться Божьему плану.
Существует мнение, что в Средние Века (V-XV вв.) универсалистское движение и взгляды практически не были представлены в богословской среде. Однако это далеко не так. Показательным является случай, произошедший в одном из тогдашних центров христианства — Палестине.
Спустя три века после смерти Оригена учение о Всеобщем Спасении охватило несколько монастырей в окрестностях Иерусалима. Наиболее авторитетными центрами распространения оригенизма становятся палестинские монастыри Мар-Саба в долине Кедрон (Лавра Саввы Освященного) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлеема.
Дело зашло так далеко, что епископ Иерусалимский Пётр был вынужден послать доклад императору Юстиниану об «оригенической болезни своих монахов». В это же время в Константинополь прибывает апокрисиарий римского папы диакон Пелагий и активно выступает против оригенизма. Желая спасти религиозное единство империи, Юстиниан «решил использовать полностью своё право христианского базилевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склонную поднять опасную волну безысходных и длительных споров».
Так, в 543 году император Юстиниан издал эдикт, в котором осуждал Оригена как еретика и который в том же году был утверждён на поместном соборе в Константинополе. Спустя 10 лет Второй Константинопольский Собор, он же Пятый Вселенский, созванный по инициативе императора Юстиниана I, осудил Оригена и его последователей — Дидима Слепца (312-398) и Евагрия Понтийского (346-399), а также вообще всех христиан, не желающих анафематствовать Оригена и/или его труды.
Последующие соборы — Латеранский (649 г.) и Шестой Вселенский (680-681 гг.) подтвердили анафему на Оригена и на всех христиан, не желающих анафематствовать Оригена или работы в его защиту.
Выдающимся универсалистом IX века был Иоанн Скот Эриугена, ирландский богослов, философ, поэт и переводчик, крупнейший мыслитель Каролингского возрождения. Жил и работал при дворе франкского короля Карла Лысого.
Необходимо учитывать также и то, что многие христиане ранней Церкви и Средних Веков были тайными универсалистами. Перспектива быть анафематствованным Вселенскими Соборами никого особо не радовала и не воодушевляла. Поэтому многие из тех, кто разделял учение о Всеобщем Спасении, зачастую выражались весьма завуалированно, преимущественно в извиняющейся и допускающей тональности.
Приведем в пример высказывание иеромонаха Винсента Леринского (Лоранского), жившего в V веке: «Кто не предпочел бы ошибаться вместе с Оригеном, чем быть правым с кем-нибудь другим?»
Анабаптистское движение, зародившееся в XVI веке, по крайней мере, значительная его часть, исповедовало веру во Всеобщее Спасение. Движение было крайне неоднородным и варьировалось от близости к общепризнанной протестантской традиции Магистерской Реформации и даже католицизма у одних представителей, до весьма странных, порой радикально-сектантских проявлений у других.
Однако было бы неправильным считать, что учение о Всеобщем Спасении исповедовала только так называемая радикально-сектантская часть анабаптистов. О степени распространенности идеи апокатастасиса среди анабаптистов свидетельствует Аугсбургское исповедание (официальный вероучительный документ лютеран). Один из пунктов XVII артикула этого документа гласит:
«Наши церкви осуждают анабаптистов, полагающих, что будет конец наказаниям осужденных и порочных людей.»
То, что лютеране в своем вероучительном документе обвиняют всех анабаптистов в том, что те верят в конечность посмертного наказания, говорит о том, что универсалистские взгляды анабаптистов были весьма и весьма распространены в их среде и известны их противникам. Кроме этого, существуют свидетельства, что, как минимум, три группы христиан в то время — моравские братья, гуттериты и ранние меннониты разделяли веру в апокатастасис.
Начиная с XVII века начинается бурное развитие христианского универсализма. Многочисленные богословы Старого и Нового Света, представляющие широчайший спектр христианских воззрений, течений и направлений, разрабатывают, часто в ожесточенных дебатах, универсалистскую теологию.
Иоганн Вильгельм Петерсон (1649 — 1727), Эрнст Кристоф Хочман (1670 — 1721), Джордж де Бенневиль (1703-1793), Джеймс Релли (1721 – 1778), а также Джон Мюррей (1741-1815) — основатель универсалистской церкви Америки, который боролся с универсалистским учением валлийского священника Джеймса Релли, однако вскоре стал его последователем и был отлучён от церкви и многие другие обеспечили мощнейший импульс для дальнейшего развития универсалистского движения.
XVIII и XIX вв. подарили миру десятки других видных христиан-универсалистов, отрицавших бесконечные муки для осужденных грешников и исповедующих учение о Всеобщем Спасении (восстановлении).
XX век, помимо поступательного развития универсалистской теологии ознаменовался слиянием в 1961 Универсалистской Церкви Америки и Американской унитаристской ассоциации. Обе эти группы слились воедино, образовав Ассоциацию унитариев-универсалистов.
Однако не следует думать, что христиане-универсалисты повсеместно стали унитариями. Даже в составе Ассоциации унитариев-универсалистов (Unitarian Universalist Association или UUA) существуют сегодня общины тринитариев. В целом же универсалистское движение XXI века можно охарактеризовать следующим образом — практически в каждой христианской конфессии или деноминации сегодня есть немалое число людей, разделяющих учение о Всеобщем Спасении.
Католики, православные, баптисты, методисты, евангелики, епископалы, анабаптисты, методисты, меннониты, квакеры, пресвитериане, пятидесятники, харизматы — в любой из этих конфессий или деноминаций, в каждом христианском течении и направлении вы найдете людей, верящих в то, что Бог, в известное Ему время, спасет всех…
Кроме этого, существуют самостоятельные крупные ассоциации христиан-универсалистов, такие, как The Christian Universalist Association и другие.