1. Вступление
Фундаментальной основой христианского универсализма, на мой взгляд, должно являться учение о Всеобщем Спасении. Все остальные элементы, могущие находиться во всевозможных конфигурациях в вероучении той или иной универсалистской традиции, такие, например, как различные представления о количестве Божественных Личностей (унитарианство/тринитарианство и пр.), либеральный или традиционалистский подходы, строгая библейская призма или плюралистическое мировоззрение — могут являться как камнями преткновения между универсалистами различных школ, так и примером замечательного взаимоназидающего многообразия подходов, точек зрения и богословских концепций.
При этом учение о Всеобщем Спасении, коль скоро оно должно являться фундаментальной основой христианского универсализма, не может считаться учением о Всеобщем Спасении, если оно не говорит о спасении буквально всех. Именно этим, строго говоря, христианские универсалисты кардинально отличаются от всех остальных групп христиан. Мы говорим и утверждаем, что в известное Богу время будут спасены все, в том числе осужденные к озеру огненному грешники, бесы и дьявол.
Так сложилось, что я являюсь представителем школы христианских универсалистов, имеющих глубокие корни в тринитарной традиции. Это накладывает определенный отпечаток на мое текущее универсалистское мировоззрение, а также на особенности апологии моих взглядов. Невозможно однозначно сказать — хорошо это или плохо, скорее всего, я просто призван обращаться к той части христианской аудитории, с которой говорю на понятном нам обоим богословском языке.
Итак, в этой статье я хотел бы поговорить с вами на совершенно запретную в традиционном христианском комьюнити тему. Если бы много лет назад я не отказался от употребления слов «ересь» и «еретик», то наверное охарактеризовал бы инициируемую мной тему еретической в наивысшей степени. Но, поскольку я все же отказался от употребления этих слов, то и тему свою я назову просто запретной. Она не то чтобы на самом деле является запретной в том смысле, что на нее строжайше запрещено говорить или даже думать в почтенном собрании благочестивых христиан, просто богословское учение о бесконечных муках дьявола в озере огненном считается настолько самоочевидным и безальтернативным, что даже малейшее сомнение или попытка критически осмыслить вслух этот тезис моментально переводят рефлексирующего христианина в разряд неблагонадежных или немощных в вере «младших братьев», подлежащих суровому назиданию и увещеванию.
Это не пустые слова. Попробуйте, в случае если вы принадлежите к какой-нибудь традиционной христианской конфессии, публично выразить сомнение в учении о бесконечных муках бесов и дьявола в озере огненном. Можете быть уверены, что если вы будете настаивать на этом своем сомнении в течение определенного периода времени, вашей тихой и безмятежной жизни благочестивого христианина придет конец.
Но давайте перейдем непосредственно к теме нашей статьи под названием «Почему дьявол будет спасен?». Так сложилось, что я отношу себя к догматическим универсалистам. Догматический универсалист не сомневается в истинности учения о безусловном Всеобщем Спасении, не рассуждает в извиняющейся или допускающей тональности и не приседает в реверансах перед воинствующими поборниками учения о бесконечных муках. Такая позиция очень помогает избежать всевозможных неточностей и двусмысленностей, в том числе и при выборе названий для статей или тем. Поэтому и в нашем сегодняшнем случае я не ставлю вопрос таким образом, чтобы можно было сомневаться в том, что дьявол будет спасен. В своей статье я буду рассуждать не на тему — будет ли спасен дьявол, но на тему — почему он непременно будет спасен.
Кроме этого я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в силу своего многолетнего тринитарного бэкграунда я буду использовать при апологии учения о безальтернативном спасении дьявола преимущественно тринитарные риторику и представления, такие например, как: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой или дьявол, как личность, а также ссылаться на Священное Писание — Библию. Я делаю это не для того, чтобы попытаться навязать свою точку зрения универсалистам-нетринитариям, а потому, что мне проще изъясняться в тринитарной парадигме. Кроме этого, я надеюсь, руководствуясь знаменитыми словами ап. Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами» (1 Кор. 11:19), что мои доводы будут полностью или частично услышаны, правильно интерпретированы и усвоены представителями всех без исключения универсалистских школ и традиций, а также мыслящими христианами различных конфессий, прочитавшими эту статью.
2. Четыре линии защиты
Собственно говоря, а какие у меня есть основания, коль скоро я являюсь строгим библейским христианином, говорить о безальтернативном спасении дьявола в известное Богу время, если в Библии черным по белому написано: «…а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.» (Откровение Иоанна 20:10)? На это я отвечу, что у меня имеется огромный массив библейских доказательств для такого моего утверждения. Кроме того, этот огромный массив библейских доказательств является внутренне непротиворечивым и при этом может быть разделен на четыре независимые линии защиты утверждения о том, что дьявол непременно будет спасен.
Но обо всем по порядку. По состоянию на сегодняшний день мной было написано некоторое количество работ на тему христианского универсализма, включая две книги («Херувим Осеняющий« и «Суббота для человека«) и около десятка статей. Поэтому в настоящей статье какая-то часть аргументов может перекликаться с ранее уже изложенным, в то время как другая будет принципиально новой и оригинальной.
Итак, начнем с первой линии защиты утверждения о том, что дьявол будет спасен.
2.1. Первая линия
А почему, собственно, мы решили, что дьявол, а также бесы и осужденные к озеру огненному грешники будут мучиться в озере огненном бесконечно? Какие места Священного Писания подтолкнули нас к такому смелому и самоуверенному выводу? Да, действительно целый ряд библейских текстов Синодального перевода (и многих других переводов) говорит о вечном наказании, вечной погибели и вечном осуждении. Однако анализ греческих текстов показывает, что такие слова и фразы, как αιώνιον (айонион), εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων (эйс тус айонас тон айонон) или αἰῶνα (айона), переведенные на русский язык словами соответственно вечный, во веки веков и вовек, являющимися в русском языке синонимами слова бесконечный — являются многозначными древнегреческими словами и могут успешно и правомерно употребляться как в значении бесконечный, так и в значении, описывающем ограниченные периоды времени.
Утверждение о том, что широкий контекст Священного Писания наталкивает нас на самоочевидную трактовку этих многозначных древнегреческих слов согласно логике богословской концепции бесконечных мук — является безосновательным, поскольку широкий контекст Священного Писания сам может быть интерпретирован совершенно по-разному в рамках того или иного метанарратива, принятого в качестве постулата. Другими словами, если мы постулируем исходный универсалистский метанарратив, включающий в себя учение о Всеобщем Спасении и наше дальнейшее изучение Священного Писания происходит через призму этого метанарратива, то весь без исключения широкий библейский контекст вместе с многозначными древнегреческими словами будет свидетельствовать в пользу универсалистской теологии. Равным образом наоборот — если мы в начале постулируем богословскую концепцию бесконечных мук и в рамках этой концепции пытаемся интерпретировать широкий контекст Писания, включающий в себя многозначные греческие слова — мы ожидаемо получим убедительную картину бесконечных мучений, подтвержденную всеми необходимыми библейскими цитатами.
Таким образом, первая линия защиты утверждения о том, что дьявол будет спасен, основывается на следующем: постулируемый универсалистский метанарратив, в рамках и через призму которого рассматривается и интерпретируется широкий контекст Священного Писания вместе с многозначными древнегреческими словами αιώνιον, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων, αἰῶνα и многими другими, позволяет настаивать на том, что Священное Писание говорит о временном характере мучений дьявола, бесов и грешников в озере огненном.
2.2. Вторая линия
Ко второй линии защиты утверждения о том, что дьявол непременно будет спасен, следует отнести большое количество мест Писания, недвусмысленно говорящих нам о том, что в конце «все будет хорошо»*. Безусловно, для каждого из этих библейских стихов существует внушительный набор богословских контраргументов, основной целью которых является доказать, что эти стихи должны пониматься не буквальным образом, а как-нибудь иначе — например, небезусловно. Однако и здесь проблема сводится все к тому же постулированию исходного метанарратива: если мы рассматриваем Рим.11:32 через призму личной убежденности в существовании бесконечных мук — разумеется, мы увидим в этом стихе небезусловную Божью любовь и прощение, а близкий и широкий контексты Писания только укрепят нас в нашей вере в Бога бесконечных мучений. Равным образом и наоборот.
Означает ли это, что Библия пластична, истина — относительна, а я проповедую релятивистский универсализм? Конечно же, нет. Это означает только то, что желающий обманываться имеет все шансы преуспеть в самообмане, если использует для этого сомнительного достижения неисчерпаемый потенциал Библии.
Приведем неполный ряд мест Священного Писания, недвусмысленно говорящих о том, что в конце все будет хорошо:
- «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.» (Рим. 11:32);
- «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. » (Рим. 11:36);
- «…истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.» (Матф. 5:26);
- «…и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20);
- «Последний же враг истребится — смерть» (1-е Коринф. 15:26).
- «10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.»(1-е Тим. 4:10)
И так далее.
* блаженная Юлиана Норвичская (1342-1416)
2.3. Третья линия
К третьей линии защиты утверждения о грядущем спасении дьявола относится достаточно хорошо просматривающаяся в Библии идея функционального характера деятельности дьявола и бесов — деятельности, имеющей характер специфического служения. Безусловно, эта идея не является основным лейтмотивом Ветхого и Нового Заветов, но ряд мест Священного Писания говорит нам об этом достаточно прозрачно:
- «И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах» (1-ая Царств, 19:9);
- «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.»(Захарии, 3:1);
- «И сказал Михей: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечешь его, и успеешь; пойди и сделай так.» (2-я Пар. 18:18-21);
- «… предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.» (1-е Кор. 5:3)
И некоторые другие. Другими словами, дьявол имеет быть дьяволом не «за что-то», а «для чего-то». Он безусловно служит Богу, однако характер этого служения весьма и весьма специфичен. Мы можем найти подтверждение этой точки зрения в иудаизме, но, поскольку я являюсь строгим библейским универсалистом, то буду ссылаться только на Библию, которая, по моему мнению, является необходимым и достаточным источником аргументов, свидетельствующих в пользу учения о Всеобщем Спасении. В свое время я неоднократно сталкивался с обвинениями чуть ли не в богохульстве, мол, Бог не может успешно сотрудничать с дьяволом в деле спасения человека, это ересь, безумие и бред, выставляющие Бога аморальным и безнравственным существом. На что я всегда отвечал, что такой псевдоморалистский подход есть ничто иное, как банальное ханжество. Бог никаким другим образом не может превратить духовного младенца в испытанного и закаленного воина-христианина, не проведя его через весь спектр испытаний, в том числе и таких, в которых без деятельности дьявола и бесов не обойтись. Разумеется, дьявол будет находиться в озере огненном вместе с бесами и некоторой частью людей, попавших туда по результатам Страшного Суда и Суда Христова, но по причинам, кардинально и радикально отличающимся от тех, которые нам веками монотонно вдалбливает «каноническая» христианская церковь. Мы обсудим эти причины в следующем разделе (2.4.).
2.4. Четвертая линия
Представьте себе теперь, что у нас нет предыдущих трех линий защиты утверждения о том, что дьявол непременно будет спасен. И у нас нет массива вышеперечисленных библейских стихов, которыми эти три линии защиты обеспечиваются. У нас вообще нет ничего, о чем я писал выше в этой статье. При этом некто ставит перед нами задачу убедительно доказать на основании Священного Писания (Библии), что дьявол непременно будет спасен. Возможно ли это? Более чем.
Еще раз повторюсь, что при апологии своих взглядов я обычно использую тринитарный понятийный аппарат или, по крайней мере, не пытаюсь выходить за его рамки. Поэтому четвертая линия защиты будет строиться на следующих предпосылках:
- Христос является Богом, то-есть, одной из личностей Божественной Семьи (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой);
- Дьявол является личностью.
Четвертая линия защиты будет построена не на недвусмысленных обетованиях Бога о том, что в конце все будет хорошо и не на традициях интерпретации многозначных древнегреческих слов. В этот раз мы будем проводить расследование с целью идентифицикации личности дьявола. Когда мы распутаем весь клубок и поймем, кто такой дьявол, вопрос его спасения отпадет сам собой, как самоочевидный. Итак, кто же такой дьявол?
В Священном Писании есть ряд текстов, говорящих о дьяволе, которые представляются нам малопонятными, если исходить из привычной христианской традиции толкования, включающей такие определения дьявола, как «падший ангел», «источник всякого зла», «бунтовщик» и др. Давайте рассмотрим их:
Иова, 1:12-16
12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Обратите внимание на очень важную деталь — Господь отдает в руку сатане все, что есть у Иова, после чего сатана отходит от Господа. Теперь обратите внимание на следующую, еще более важную деталь — после того, как Господь отдает все, что есть у Иова, в руку сатане — огонь Божий падает с неба и опаляет овец и отроков и пожирает их. Хм. Какой еще огонь Божий с неба может упасть и попалить овец и отроков и пожрать их — после того как все, что есть у Иова — отдано Богом в руку сатане?
Трудно сказать, сколько раз и скольким христианам я задавал этот вопрос. И есть только два варианта ответа, полученные мной:
- Это опечатка;
- Вестник ошибся, приняв огонь, попаливший овец и отроков, за Божий огонь.
Хорошо, предположим, что это опечатка, а отрок ошибся. Переходим к следующему месту Писания:
2-е Царств, 24:1 | 1-е Пар. 21:1
«Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.» (2-е Царств, 24:1)
«И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.» (1-е Пар. 21:1)
Так кто же все-таки возбудил Давида исчислить Израиля — Бог или сатана? Дело в том, что во 2-ом Царств, 24:1 утверждается, что Бог. Тогда как в 1-ом Пар. 21:1 — что сатана. Хм… Это тоже опечатка? Или трудности перевода?
Чтобы не тратить время понапрасну, ниже я приведу место Писания, в котором Бог прямым текстом сообщает всем нам, что это не опечатки, не трудности перевода и не ошибки отроков:
«5 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,
6 дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.
7Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.» (Ис. 45:5-7)
Итак, «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия«. Да, это Господь возбудил Давида исчислить Израиля. И да, это сатана возбудил Давида исчислить Израиля. Да, это Бог вложил в руку сатане все, что есть у Иова. Да, это Божий огонь попалил затем овец и отроков и пожрал их. Но как? Разве сатана — это Бог? А Бог — это сатана? Я отвечаю — да.
Поскольку Писание выше вполне убедительно подтверждает выдвинутую мной «сверхъересь», остается понять, как это может быть технически возможно, чтобы Бог одновременно являлся сатаной, а сатана — Богом. На самом деле ответ, как всегда, лежит на поверхности. Речь идет об одной личности, несущей двойную миссию или выполняющей двойную функцию — Бога и сатаны. Бог, а вернее, одна из личностей Троицы, одновременно является Богом и сатаной. Скажете, это невозможно, автор сошел с ума, а у Бога не может быть раздвоения личности? Автор не сошел с ума, а о двойной миссии и функции мы сейчас поговорим подробнее.
Самое время обратиться к тринитарному понятийному аппарату. Мы знаем Господа Иисуса Христа, Бога и человека, сошедшего с Небес. Иисус Христос — это одна личность? Безусловно, одна. Но эта одна личность выполняла двойную миссию и функцию, имея две природы — одновременно являясь Богом и человеком. Важно: одна личность — две природы. При этом вторая природа — человеческая — была временной. Временными также являлись его земная миссия и функция. Добавим также, что временная человеческая миссия Христа была предусмотрена Богом в рамках Его Глобального Замысла, имеющего Начало и Конец. И добавим также, что Христос, безусловно и на сто процентов являясь Богом, безусловно и на сто процентов являлся также и человеком в течение 33 земных лет.
Вопрос №1: Навредило ли Божественной природе Христа и Его личности то, что в течение 33 земных лет Он, являясь Богом, одновременно являлся и человеком, восприяв в дополнение к своей Божественной природе человеческую природу?
Ответ: Ничуть не навредило.
Вопрос №2: Является ли двойная природа, двойная миссия или двойная функция Христа раздвоением личности?
Ответ: Нет, не является.
Вопрос №3: Возможно ли это технически, чтобы одна из личностей Троицы одновременно являлась Богом и кем-то еще, как в случае с Христом, который одновременно являлся Богом и человеком?
Ответ: Да, разумеется.
Возвращаемся к вопросу идентификации дьявола. Итак, мы имеем как минимум два места Писания, утверждающих, что Бог одновременно является и дьяволом: Иова, 1:12-16, 2-е Царств, 24:1 и 1-е Пар. 21:1. Мы также имеем ряд других мест Писания, утверждающих, что именно Бог стоит за бедствиями, добром и злом:
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.» (Ис. 45:7);
«Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иова 2:10);
«39 Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39);
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло« (Быт. 3:22)
Любопытно, что многие христиане, комментируя Быт. 3:22, часто утверждают, что Бог «знает зло» не в том смысле, что делает его, а в том, что знает его последствия. Но тогда получается, что Он и добро «знает» не в том смысле, что делает его, а только лишь в том, что знает его последствия. Согласитесь, такое ханжеское толкование превращает Быт. 3:22 в полнейшую бессмыслицу, а поэтому нам следует признать, что Бог «знает добро и зло» в том смысле, что делает и то и другое, разумеется, для чего-то. Впрочем, Бог Сам говорит нам об этом прямым текстом в Ис. 45:7.
Кроме этого, мы имеем убедительную иллюстрацию (на примере Христа) того, что для Бога нет никакой проблемы в том, чтобы выполнять одновременно двойную миссию или функцию — Бога и дьявола, соединяя в одной личности две природы, при этом вторая природа, миссия и функция — дьявола — является временной и такой, которая предусмотрена Богом в рамках Его Глобального Замысла, имеющего Начало и Конец. Одна из личностей Троицы такую двойную миссию и функцию успешно выполняет. Какое место Писания указывает нам на то, что двойную миссию — Бога и дьявола — выполняет одна из личностей Троицы? Это Откровение Иоанна, 12:4:
«3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.» (Откр. 12:3, 4)
Если исходить из традиционной христианской трактовки этого отрывка, то он говорит нам о том, что треть Ангелов сделались бесами. Другими словами, сатане служит третья часть Ангелов. Если исходить из предпосылки, что до «грехопадения» и «бунта на Небесах» Богу служили все Ангелы, то логично предположить, что треть так называемых «падших» из них служит именно той личности, которая несет двойную миссию и функцию — Бога и дьявола.
Обратим также внимание на то, что Священное Писание призывает нас к осторожности в оценке личности и деятельности дьявола:
«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь « (Иуды 1:9)
Итак, следует подытожить все изложенное на данном этапе в рамках четвертой линии защиты:
Четвертая линия защиты утверждения о том, что дьявол непременно будет спасен, строится, как я уже говорил выше, не на традициях истолкования многозначных древнегреческих слов и не на прямых обетованиях Бога о том, что все будут спасены, а на идентификации личности дьявола. В рамках проведенного расследования нами было установлено, что значительная часть Библейских стихов и текстов указывает на то, что именно Бог одновременно является дьяволом и сатаной. Это: Иова, 1:12-16; 2-е Царств, 24:1, 1-е Пар. 21:1; Ис. 45:5-7; Быт. 3:22 и т.д. При этом Бог является дьяволом и сатаной в том смысле, что одна из личностей Троицы выполняет двойную миссию и функцию — Бога и дьявола, а также усвоила в рамках Глобального Божественного Замысла, имеющего Начало и Конец, еще одну временную природу — природу дьявола. И если в рамках своей аутентичной природы эта таинственная Личность является Святым и Праведным Богом, то в рамках второй, временной природы, эта же самая Личность является дьяволом, а следовательно, грешит, лжет и выполняет миссию и функцию человекоубийцы.
При этом, если предположить на мгновение, что все изложенное выше в рамках четвертой линии защиты — правда, то возникает резонный вопрос: для чего Богу все это нужно? Для чего Ему становиться дьяволом, грешить, лгать и губить созданных/сотворенных Им людей, а Самому отправляться затем в озеро огненное и кипеть там вместе с бесами и погубленными Им людьми во веки веков?
На самом деле, возникающих резонных вопросов гораздо больше, можно сказать, что четвертая линия защиты порождает целый сонм вопросов, ни на один из которых нет сколько-нибудь убедительного ответа в рамках традиционного христианского богословия. Нет, если бы не одно «но». Потому что, если учесть всего одно это «но» — появляются ответы на все вопросы, а сама система, состоящая из четырех независимых линий защиты — становится идеально согласованной и внутренне непротиворечивой. Итак, что это за «но»?
3. «Но»
Во второй главе этой статьи было упомянуто, что всего на тему христианского универсализма мной было написано две книги — «Херувим Осеняющий» и «Суббота для человека», а также несколько статей. Я хотел бы остановиться на одной из этих двух книг — «Суббота для человека». Эта книга посвящена главным образом вопросу предсуществования душ, а также радикально утверждает, что все без исключения люди являются детьми Бога — бнэй Элохим (Иов 38:7, Пс. 81:6,7 и пр.), а также, разумеется, братьями и сестрами друг другу. Давайте смоделируем две реальности, исходя из двух диаметрально противоположных постулируемых нарративов:
Нарратив № 1: Люди не являются детьми Бога, бнэй Элохим, существовавшими вместе с Ним до Сотворения Вселенной в неприступном свете. Люди — это одушевленные и одухотворенные комки первобытной грязи, из которой в лице первочеловека Адама Бог создал/сотворил все человечество. Божьими детьми являются только уверовавшие во Христа люди, все остальные люди — только Божьи творения, хоть и созданные по Его образу и подобию, но все же творения, такие же, как например, морские ежи, лошади или Ниагарский водопад.
Нарратив № 2: Все люди являются любимыми Божьими детьми, бнэй Элохим, существовавшими вместе с Ним до Сотворения Вселенной в неприступном свете. Бог, творя человека, творит или создает лишь физическую оболочку, идеально приспособленную для жизни в антропной Вселенной некоей личности, которую Бог берет откуда-то и помещает на Землю в качестве человека с определенной целью. Личность, находящаяся на Земле в качестве человека, уже существовала до своего рождения когда-то и где-то, следовательно, под сотворением человека Богом следует понимать сотворение физического тела, облекаясь в которое, эта личность приходит в мир для прохождения определенного жизненного пути или поприща.
Попробуем, опираясь на нарратив № 1, смоделировать на основании четвертой линии защиты реальность, в которой Всемогущий Бог творит из первобытной грязи человека, а затем превращается для этого одушевленного и одухотворенного комка грязи в дьявола, губит созданного им человека и вместе с ним навсегда отправляется затем в озеро огненное. При этом под сотворением Богом человека подразумевается начало существования личности «творимого» Им человека в момент зачатия. Хм. Похоже на бред.
Строго говоря, на бред похоже не только это. Точно таким же бредом выглядит утверждение традиционного христианского богословия, гневно отвергающего учение о предсуществовании душ о том, что Господь Иисус Христос претерпел муки, пытки и ужасную смерть за людей-Божьих творений, которые на самом деле являются лишь одушевленными и одухотворенными комками грязи и чьи личности начали существовать только в момент зачатия.
Непонятно, почему Христос умер именно за эти Божьи творения, а не за какие-нибудь другие — ведь люди, вне всякого сомнения, являются наиболее греховными созданиями на земле — развращенными, жестокосердными, лживыми, вероломными и корыстолюбивыми. Только потому лишь, что конкретно эти творения созданы по образу и подобию Божьему? Да полноте. Скульптор, работая в своей мастерской, может, конечно же, вложить в свои мраморные статуи тонны пота, годы труда и все свое мастерство, но он никогда не пошлет Своего возлюбленного Сына на пытки, невероятное унижение и мучительную смерть за скульптуры, даже если он сумел добиться того, что все его скульптуры стали ходить и говорить.
Бог может послать Своего Сына на поругание, унижение, муки, пытки и ужасную смерть только в том случае, если Он посылает Его за других своих детей. Старший брат, Первородный Сын, пошел, и умер за Своих младших братьев и сестер, рожденных по Нем в неприступном свете до Сотворения Вселенной.
И вот когда мы принимаем за отправную точку нарратив №2, утверждающий, что все люди до единого являются возлюбленными Божьими детьми, бнэй Элохим, существовавшими вместе с Ним до Сотворения — все вопросы получают ответы. Давайте попробуем смоделировать эту вторую реальность:
Отец, находящийся вместе со всеми Своими детьми (бнэй Элохим) в неприступном свете, принимает решение провести каждого Своего ребенка, включая Первородного Сына, через сложное испытание, целью которого является приобретение каждым дитём Божьим уникального опыта, заключающегося в преодолении большого количества трудностей при прохождении жизненного поприща. Этот опыт включает в себя боль, ошибки, потери, тяжкий труд, нужду, сражения, болезни, падения, любовь, отцовство, материнство, прощение, раскаяние и многое другое, включая смерть. Конечной целью такого экспириенса, уникального для каждого отдельно взятого Божьего ребенка, является взросление через переход каждой испытуемой личности на более высокий духовный уровень, именуемый в Библии «мерой полного возраста Христова».
Для этой цели была сотворена Земля: «18 Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.» (Ис. 45:18)
Земля была сотворена не для того, чтобы просуществовать 6 тысяч лет с непонятной целью, а потом сгореть без всякого смысла. Она является сценой во времени и пространстве, на которой осуществляется Глобальный Божий Замысел, имеющий Начало и Конец, в отношении каждого Божьего ребенка.
Грехопадение человечества, обусловленное заключением всех в непослушание, также является частью Глобального Божьего Замысла и Плана. Невозможно приобрести опыт и мудрость на ровном месте — падения, ошибки и грехи являются неизбежным и необходимым злом, через которое только и может быть познано и по достоинству оценено добро. Невозможно по-настоящему научиться ценить хлеб, не пройдя через нужду и голод. Невозможно научиться превыше всего ценить мир, не вкусив сполна войну — в семье, в коллективе или на полях сражений. Невозможно по-настоящему оценить свободу, не натерев до кровавых мозолей шею рабским ошейником. Невозможно по-настоящему научиться прощать, если ты никогда по-настоящему не был обижен. И невозможно, в конце концов, по достоинству оценить все чудеса и блага, которые имеют бнэй Элохим в присутствии Отца в неприступном свете, все то, что Он творит для них постоянно и без конца без полного представления о тяжелом и повседневном созидательном труде.
Однако для того, чтобы осуществить этот грандиозный Замысел и План, в уравнение должны были быть введены дополнительные переменные. Эти переменные — зло, грех, смерть, дьявол, бесы, Спаситель. Для того, чтобы ввести в этот тоннель и вывести затем из него своих детей — необходимо наличие и согласованная работа всех новых переменных в уравнении.
И Бог становится для своих детей дьяволом. И Он же становится для них Спасителем, Утешителем и Отцом. Одновременно. Не для того, чтобы навсегда погубить и погибнуть вместе с ними. Но для того, чтобы научить, ибо, как уже было сказано выше — работающий опыт невозможно приобрести на ровном месте, точно так же, как такие простые с виду евангельские истины не усваиваются человеком без глубочайшего потрясения, крови, пота и слез, просто от прочтения библейских текстов и хождения в церковь один раз в неделю по воскресеньям.
Он — дьявол, и Он — Спаситель. Он губит и Он спасает. Он убивает и Он воскрешает:
«39 Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39)
«5 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,
6 дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.
7Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.» (Ис. 45:5-7)
Вот почему дьявол непременно будет спасен. А вернее, одна из Личностей Троицы, усвоившая в рамках Глобального Божьего Замысла и Плана вторую временную природу дьявола, по окончании всего останется только с одной своей аутентичной природой. Дьявольская природа упразднится за ненадобностью, точно так же, как упразднилась в свое время вторая, человеческая природа Иисуса Христа в пользу его Божественной природы после прохождения Им предназначенного поприща. Не исключено, что именно на это событие (грядущее упразднение дьявольской природы после Апокатастасиса) указывает книга Левит, 16:20-22:
«20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла,
21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:
22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.» (Левит 16:20-22)
4. Божья святость
Осталось, пожалуй, ответить на последний вопрос. Каким образом Бог может быть одновременно и дьяволом, если Бог — свят, а дьявол — отец всякой лжи и тот, кто «первый согрешил» (1-е Иоан. 3:8)? А это зависит от того, что именно понимать под Божьей святостью. Если мы под святостью Небесного Отца понимаем гримасу брезгливости на Его лице и демонстративное отряхивание пышных риз всякий раз, когда что-то нечистое пытается войти в Его Святое Божье присутствие, то мы совершенно не знаем Отца. Гримаса брезгливости и отряхивание риз — это ни разу не Божья Святость и это, конечно же, не святость Отца. Святость Отца — это пройти впереди своего ребенка весь путь, который Он ему предопределил и предназначил. Святость Отца — это не обречь Свое дитя на путь, который не был уже пройден Им заранее. Святость Отца — это не оставить своего ребенка ни в какой лютой беде и не пренебречь им, как бы низко он не пал. И святость Отца — это полное отсутствие ханжества и морализаторства, так присущего традиционному христианству почти на всем протяжении его существования.
Именно потому, что Бог свят — дьявол «первый согрешил». Именно потому, что Бог свят — дьявол, «прельщавший их», будет мучиться в озере огненном и серном день и ночь во веки веков вместе с теми своими детьми, которым надлежит быть в геенне, не бросив в лютой беде ни одного из них. Именно потому, что Бог свят — ВСЕ будут спасены и именно потому, что Бог свят — дьявол будет спасен.
Я не утверждаю, что Небесный Отец по совместительству является также и дьяволом, однако я утверждаю (будучи полностью в здравом уме), что одна из Личностей Троицы выполняет двойную миссию и функцию, усвоив в рамках Глобального Божьего Замысла и Плана вторую временную природу — природу дьявола. Этой Личности служит третья часть Ангелов, на эту Личность нельзя произносить укоризненного суда и эта Личность добровольно несет на себе бремя проклятия, всеобщей ненависти и беспрецедентное поругание.
Леонид Мозговенко