
Томас Уиттмор (1 января 1800 — 21 марта 1861) был самым влиятельным универсалистским издателем XIX века. Журнал «The Trumpet and Universalist Magazine», который он основал в 1828 году, стал преемником журнала «Универсалист» (Universalist Magazine) Осии Баллоу и был ведущим изданием движения в течение более чем тридцати лет. Уиттмор был также одним из первых историков универсализма.
Томас родился в Бостоне, штат Массачусетс, 1 января 1800 года в семье булочника, четвертым из десяти детей. Его родители были умеренными кальвинистами и посещали бостонскую Церковь Брэттл-Стрит. Переехав в Чарльстаун, они подружились с преподобным Джедидией Морсом — ортодоксальным противником либералов в Конгрегационалистских церквях, чьи усилия способствовали насильственному разделению унитариан. Морс помогал Уиттморам справляться с их финансовыми затруднениями и был у постели умирающего отца, когда Томасу было четырнадцать лет.
После того, как юный Томас потерпел неудачу в нескольких местах в качестве подмастерья, а его мать отчаялась устроить ему какое-нибудь занятие, парень предпочитал слоняться по улицам города. Однако однажды в 1820 году, когда он учился у одного сапожника, Осия Баллоу, который договаривался о квартире в доме, купленном хозяином Уиттмора, вошел в магазин и, как следствие, изменил ход жизни молодого Томаса.
К образованию Уиттмора, полученному им в обычной школе и во время краткого курса в вечерней школе, добавились, благодаря его страстной любви к музыке, уроки вокала и изучение виолончели. Стремясь улучшить свое писательское дарование, Томас попросил Баллоу помочь ему с грамматикой. Вскоре после этого Уиттмор обнаружил, что Осия Баллоу напечатал одно из своих стихотворений в журнале «Универсалист».
Баллоу поощрял молодого Уиттмора учиться на служителя, что никогда не приходило в голову самому молодому человеку, собрал стипендиальный фонд среди ведущих деятелей своей общины и взял Томаса в свой дом в качестве студента. Уиттмор, который несколько раз слышал проповеди Баллоу, был нанят играть на виолончели во Втором Универсалистском Обществе, где он внимательно слушал проповеди Осии Баллоу.
Баллоу верил, что человек учится на практике. Поэтому после нескольких месяцев учебы и задолго до того, как Уиттмор счел себя готовым, Баллоу убедил его в первый раз проповедовать — что он и сделал в одолженной одежде. Баллоу шутил потом, что в первом появлении молодого человека на кафедре все же были две хорошие вещи: текст и аминь! Несмотря на это, он убедил его занять кафедру универсалистского общества в Милфорде, штат Массачусетс, в 1821 году. Там Уиттмор познакомился с Ловейс Корбетт, которая стала его женой. Они стали родителями девяти детей.
После года работы в Милфорде Уиттмор переехал в Кембридж, штат Массачусетс, где Осия Баллоу и некоторые другие служили время от времени в течение нескольких лет. Уиттмор занял кафедру нового молитвенного дома Первого Универсалистского Общества в Кембриджпорте в 1822 году.
Один современник называл Уиттмора «Бостонским грубияном»; другой говорил, что у него «железный скелет и легкие из меди» — качества, которые сослужили ему хорошую службу в бурной теологической полемике, в которой универсалисты принимали самое деятельное участие. Он говорил прямо и ясно, устно и письменно. Несмотря на всю его воинственность, Джон Г. Адамс, более молодой современник, говорил о Томасе Уиттморе: «Он обладал живым умом, неиссякаемым потоком духа и добродушным темпераментом, который привлекал к нему множество друзей.» Осия Баллоу сказал также, что Уиттмор был «человеком из народа, стоящим выше всех в истории нашей деноминации.»
Под руководством Баллоу Уиттмор стал соредактором, наряду с Осией Баллоу II (племянником Осии Баллоу), универсалистского журнала в 1822 году. В 1828 году, без предварительного уведомления Баллоу, который сначала возмущался его действиями, Уиттмор и Рассел Стритер основали издание-преемник — журнал «The Trumpet and Universalist Magazine», купив подписной лист у издателя Генри Боуэна. Стритер ушел через несколько месяцев, продав свою долю Уиттмору, который владел и редактировал издание, пока болезнь не вынудила его отказаться от него незадолго до смерти. За эти годы «The Trumpet and Universalist Magazine» поглотил ряд провальных универсалистских периодических изданий и получил их подписные листы.
Уиттмор отказался от бремени пастырского служения в Кембридже в 1831 году, чтобы посвятить все свое время редактированию «Трубы» (The Trumpet and Universalist Magazine), написанию многих книг по универсалистской теологии и истории, а также растущему спектру политической и деловой деятельности. Однако он продолжал проповедовать, часто путешествуя на большие расстояния — в какой-то момент отклонив приглашение переехать в церковь Цинциннати — но оставаясь жителем Кембриджа до конца своей жизни.
Уиттмор был верным выразителем теологии Осии Баллоу, энергично отстаивая так называемую ультра-универсалистскую позицию в реставрационистской полемике. Позже он будет настаивать на том, что «доктрина окончательного восстановления является главным пунктом» универсализма, и братья не должны разделяться. Колонки «Трубы» были полны противоречий, как внутренних, относящихся к универсалистской деноминации, так и внешних, причем Уиттмор постоянно выступал против ортодоксии и защищался от агрессивных выступлений конкурирующих деноминаций. Одно из его любимых высказываний резюмировало его подход: «Мертвые рыбы плывут вместе с приливом, живые плывут против него.»

Среди наиболее важных книг Уиттмора — «Современная история универсализма» (1830), которую Осия Баллоу II призвал Томаса написать в качестве дополнения к его собственной «Древней истории универсализма». В книге рассказывается о развитии универсализма в Европе с начала протестантской Реформации, и в Америке. Позднее Уиттмор расширил «Современную историю универсализма», представив ее как двухтомный труд. Первый том, посвященный европейским событиям со времен Реформации, был опубликован в 1860 году. Второй том, посвященный американскому универсалистскому движению, не был закончен на момент его смерти. Интерес Уиттмора к истории проявился также в том, что он руководил созданием Универсалистского Исторического Общества в 1834 году, в котором он был его первым казначеем и в течение нескольких сроков — его президентом.
В 1833 году Уиттмор опубликовал новое издание «Жизни преподобного Джона Мюррея», добавив к автобиографии пионера американского универсализма примечания, содержащие имена людей, которые Мюррей упустил, а также другие информативные примечания. Четырехтомное жизнеописание преподобного Осии Баллоу (1854-1855) Уиттмора ценно не только исчерпывающим отчетом о карьере его наставника, но и подробными сведениями о его современниках и деноминационных событиях, а также его собственных отношениях с наставником. Его собственная удивительно откровенная автобиография «Ранние дни Томаса Уиттмора», посвященная первым двадцати пяти годам его жизни, была опубликована в 1858 году. Богатая подробностями, она содержит его зрелые взгляды на собственную жизнь, современников и универсалистское движение.
Поскольку он ясно дал понять в своей автобиографии, что возмущен настойчивым требованием родителей, чтобы он и его братья и сестры читали краткий катехизис Вестминстерского собрания каждую субботу, парадоксально, что первая публикация Уиттмора была Универсалистским Катехизисом для детей. При этом Уиттмор был несколько смущен и приносил извинения «по поводу Воплощения Доктрины Священного Писания на основе Детского Катехизиса, 1821 года, работы неопытного молодого человека». На момент написания автобиографии у Томаса Уиттмора не было ее копии. Примечательно, однако, что во время публикации он послал копию этой книги Томасу Джефферсону. Бывший президент ответил из Монтичелло, не комментируя ее конкретное содержание. Однако он выразил радость по поводу того, что «учение Иисуса о том, что есть только один Бог, процветает среди наших сограждан. Если бы его доктрины, чистые, как он сам, никогда не были бы извращены для недостойных целей, весь цивилизованный мир в наши дни представлял собой только одну конгрегацию». Вместо этого, писал Джефферсон, разногласия среди христиан привели к «скотобойне». Уиттмору так понравилось письмо Джефферсона, что он включил его факсимильную копию в автобиографию.
Поскольку Томас Уиттмор изучал французский язык, чтобы лучше подготовиться к исследованиям в области развития универсализма в Европе, то он брал еще и уроки оркестрирования, чтобы подготовиться к публикации «Песен Сиона» и «Кембриджской коллекции священной музыки», 1836 г., в которую среди американских и европейских мелодий гимнов он включил некоторые из своих собственных. Позже он опубликовал сборник гимнов «Оркестрант Евангелия» 1841 года, который вышел большим тиражом. Среди многочисленных публикаций на библейские и богословские темы Томаса Уиттмора — его «Простое Руководство к Универсализму» (1840), выдержавшее несколько изданий и представляющее собой обширное изложение его взглядов на библейские основы универсализма, а также на универсалистскую деноминацию и ее противников.
К третьему поколению движения универсалисты поднялись по американской социально-экономической лестнице и стали лидерами в своих сообществах. Уиттмор служил в качестве члена городского управления и члена муниципалитета, когда Кембридж стал городом.
Избранный в 1831 году представителем в законодательное собрание штата Массачусетс, он служил в этом качестве в течение пяти лет. Его самым значительным вкладом в качестве председателя специального комитета палаты представителей является позиция, благодаря которой были конституционно упразднены Конгрегационалистская и Унитарианская церкви. После нескольких голосований в законодательном органе, всенародный референдум, подавляющим большинством голосов «за», привел к принятию разрешительного законодательства в 1834 году, и Массачусетс, наконец, привел его в соответствие с Первой поправкой к федеральному Биллю о правах. В этой борьбе подозрения Уиттмора, которые он питал на протяжении всей его карьеры в отношении унитариан, были подкреплены защитой многими из них союза церкви и государства.
В Законодательном органе Томас Уиттмор также выступал за пресечение попытки разделить Кембридж на две части. Предлагалось «Старый Кембридж», родину Гарвардского университета, отделить от остальной части города. Уиттмор назвал эту попытку такой, которая вызвана желанием некоторых оставить богатство в одном городе, а расходы — в другом. Поэтому он посоветовал Кембридж-тауну добиваться статуса Кембридж-сити, успешно направляя усилия через Законодательное собрание. Обширная деловая активность Уиттмора включала его работу в качестве директора, а затем и президента Кембриджского банка. Его инвестиции также привели к тому, что он стал президентом железной дороги Вермонта и Массачусетса.
Уиттмор критиковал унитариан, среди прочего, за то, что они не признавали веру во Всеобщее Спасение, также он сопротивлялся вторжению трансцендентализма в свою конфессию, настаивая на библейской основе универсализма.
Не менее предосудительными для него были животный магнетизм и спиритизм с его «высокомерными притязаниями на ясновидение», которые оказали влияние на универсалистов и другие американские конфессии в последние годы его жизни. Когда его спросили, почему он не исследует «духовные постукивания» и не посещает молодых женщин, через которых происходили эти явления, он написал: «по двум причинам: 1. Мы возражаем против погони за духами; и 2. Мы возражаем против того, чтобы бегать за молодыми леди. Духи могут прийти к нам гораздо легче, чем мы к ним.» «Более того, — писал он, — мы надеемся, что придет время, когда универсалистская деноминация не будет вместилищем всякой странной вещи под небесами.»
Уиттмор был сторонником образования для всех: «Мы стремимся к всеобщему образованию людей — бедных и богатых, фермеров, механиков и моряков, а также юристов, врачей и священников. Пусть все люди будут образованными. Всеобщее распространение знаний — единственная гарантия наших республиканских институтов.»

Томас Уиттмор был одним из тех, кто стремился к созданию того, что должно было стать Колледжем Тафтса, и служил в Попечительском Совете с момента его основания в 1852 году до самой своей смерти. За свою преданность этому учреждению и за свою ученость он получил степень доктора богословия в 1858 году, первую почетную степень, присужденную колледжем. После его смерти жена подарила Колледжу Тафтса его библиотеку.
Уиттмор был одним из основателей Ассоциации Всеобщей Реформы деноминации в Новой Англии и был откровенным противником смертной казни, а также сторонником воздержания—хотя он и выступал против попыток ортодоксальных деноминаций впадать в фанатизм в этом вопросе — и противником рабства. Хотя Уиттмор не был причислен к аболиционистам, он особенно осуждал работорговлю и закон о беглых рабах 1850 года.
Уиттмор умер 21 марта 1861 года, страдая от паралича в последний год своей жизни. Как и Джон Мюррей, и его наставник Осия Баллоу, Томас Уиттмор был похоронен на кладбище Маунт-Оберн.
Фотография Томаса и Ловейс Уиттмор и их детей любезно предоставлена Хайди Уиттмор. Слева направо: Эбигейл Альмира, Бенджамин Брюс, Ловейс Корбетт Уиттмор, Томас Уиттмор-младший, Томас Уиттмор, Элиза Энн, Лидия Энн, Джон, Ловейс и Джозеф:

Работы Томаса Уиттмора находятся в Специальной Универсалистской Коллекции в Андовер-Гарвардской теологической библиотеке Гарвардской школы богословия в Кембридже, штат Массачусетс. Помимо работ, упомянутых в статье выше, опубликованные труды Уиттмора включают Примечания и иллюстрации к притчам Нового Завета (1832); Доктрина вечных адских мук низложена (1833); Мемуары Универсалистского Общества в Оксфорде, штат Массачусетс., «Универсалистский сборник» (1849); Мемуары преподобного Уолтера Бальфура (1852); Хор воскресной школы и помощник суперинтенданта (1844); Комментарий к откровению святого Иоанна Богослова (1848); «Универсализм, явленный в четырех Евангелиях», Универсалистский Ежеквартальник (1858); и многочисленные редакционные статьи (передовицы), статьи, проповеди и трактаты. Эрнест Кассара, изд., Универсализм в Америке: Документальная история либеральной веры (1971, 1997; новое издание 1984) приводит выдержки из Простого Руководства к Универсализму Уиттмора, включая дискуссию о том, «могут ли универсалисты встретить смерть с невозмутимостью, придерживаясь веры в спасение всех душ до конца, или же они отступают к ортодоксии при последнем издыхании.» Этот вопрос также повторялся в течение многих лет в «Трубе» (The Trumpet and Universalist Magazine), где Уиттмор публиковал статьи, которые неоднократно свидетельствовали о постоянстве универсалистов.
Полные мемуары Томаса Уиттмора (1877) были написаны его младшим современником Джоном Гринлифом Адамсом. Адамс кратко суммирует годы, охватываемые автобиографией Уиттмора, а затем дает год за годом отчет об остальной его жизни, включая детали его путешествий для проповеднических выступлений и участия в универсалистских конвенциях. В книге также приводятся взгляды Уиттмора на различные темы и обширные цитаты из его трудов. Книга Адамса «Пятьдесят знаменательных лет: взгляды на служение христианского универсализма за последние полвека« (1882) описывает личные качества Уиттмора. Эрнест Кассара, Осия Баллоу: вызов ортодоксии (1961, 1982) подробно описывает отношения Уиттмора со своим наставником. В книге «В большей надежде: первый век Универсалистской церкви в Америке, 1770-1870 годы» (1979) Рассел Миллер выходит за рамки автобиографии и мемуаров Адамса, опираясь на книги Уиттмора и подшивки «Трубы», чтобы рассказать о своем участии в спорах того времени. Подробности о роли Уиттмора в создании и развитии Колледжа Тафтса можно найти в книге Рассела Миллера «Свет на холме: история Колледжа Тафтса», 1852-1952 (1966) и в книге Аларика Бертрана Старта, изд., «История Колледжа Тафтса», 1854-1896 (1896).
Дополнение от января, 2018 года. Недавнюю биографию Уиттмора (наряду с биографиями Б. Б. Мусси, Абеля Томпкинса и Джеймса Мэдисона Ашера) смотрите в книге Алана Сибурга «Книготорговцы Корнхилла»: 1826-1865 (2017). В этом 283-страничном издании Anne Miniver Press содержатся исчерпывающие списки публикаций каждого журнала.
Статья Эрнеста Кассары — опубликована 30 апреля 2001 г.
Взято отсюда