Джон Мюррей (10 декабря 1741 года — 3 сентября 1815 года), проповедник с Британских островов, стал самым широко известным и уважаемым голосом американского универсализма в течение последних трех десятилетий восемнадцатого века. Правовой конфликт, связанный с его служением, способствовал подрыву монополии официальной церкви в Массачусетсе и обеспечению правовой организации первых универсалистских церквей в Новой Англии. Именно его видение привело к первым шагам по объединению различных независимых американских универсалистских движений в одну конфессию. Служа на кафедрах в Глостере и Бостоне, он часто ездил в Филадельфию и срединно-атлантические штаты, долгое время оставаясь единственной точкой соприкосновения между универсалистами в Новой Англии и штатами, находящимися южнее Нью-Йорка вдоль Восточного побережья США.
Будучи другом генералов Джорджа Вашингтона и Натаниэля Грина, а также мужем женщины-пионера американской литературы Джудит Сарджент Мюррей, Джон Мюррей попал в выдающиеся круги американского общества, что, в свою очередь, послужило обретению столь необходимой респектабельности и чувства собственного достоинства деноминации, состоящей в основном из владельцев магазинов и фермеров среднего достатка. В последующие годы его почитали многие универсалисты, в том числе и те, с кем он не соглашался, и считали его первыми среди равных среди поколения основателей универсалистов, которые относились к нему так, как будто он был епископом деноминации.
Джон был старшим из девяти детей. Он родился в Альтоне, графство Хэмпшир, Англия. Его подробная автобиография, источник всей информации о его ранних годах, не раскрывает христианские имена его родителей. Девичья фамилия его матери была Ролт. Она была ласковой, но его отец, которого он назвал сыном французской дворянки и кальвинистского англиканца, относился к нему строго, даже жестоко. «Я старался избегать его присутствия, — писал он, — и мне очень нравилось его отсутствие». К счастью, его отец много путешествовал по делам.
Семья переехала в местечко под Корком, Ирландия, в 1751 году. Здесь у Джона была возможность поступить в академию, которая подготовила бы его к университетскому образованию, но его отец отказался позволить ему поступить. Вскоре после этого, чтобы восполнить уменьшающийся доход семьи, он был вынужден заняться бизнесом, характер которого он никогда не хотел упоминать. В Ирландии Мюрреи стали методистами. Джон стал классным руководителем группы мальчиков.
Когда Мюррей был еще подростком, его отец умер, оставив старшего сына главой семьи. Джон облегчил финансовые проблемы своей семьи, выиграв судебный процесс в отношении какой-то собственности и заняв должность управляющего делами состоятельной пары по фамилии Литтлс. Хотя он и был практически усыновлен его новыми покровителями, он не оставался с ними долго. В это время он начал проповедовать на местном уровне. Уверенный в том, что его семья сможет обойтись без него, и с некоторой финансовой помощью семейства Литтлсов он сам отправился благовествовать.
В Корке Джон Мюррей встретил путешествующего ревивалиста (возрожденца) Джорджа Уайтфилда, чей строгий кальвинизм понравился ему больше, чем методизм. Джон пытался проповедовать на ирландской кафедре Уайтфилда, но столкнулся с таким богословским противодействием, что спустя короткое время он уехал в Англию.
Хотя обаяние Мюррея первоначально принесло ему большое количество друзей среди методистов на западе Англии, осознание доктринальных разногласий и чувство, что он не может и не должен ставить под угрозу свою целостность, заставили его двигаться дальше, в Лондон, где его целью была так называемая Скиния Уайтфилда, резиденция Джорджа Уайтфилда (ныне Часовня Тоттенхэм-Корт-Роуд).
Разочарованный тем, что он не нашел странствующего Уайтфилда в его резиденции и подозреваемый лондонскими методистами в конфессиональной неверности, Мюррей решил добиться успеха в обществе. После года, проведенного в развлечениях без какой-либо оплачиваемой работы, его деньги закончились, и он начал накапливать долги. Чтобы заплатить своим кредиторам, Мюррею пришлось последовательно сменить ряд неприятных рабочих мест на различных предприятиях, включая текстильное производство. Все это время он посещал Скинию, слушал проповеди Уайтфилда и впитывал внеденоминационные взгляды своего наставника. Джон часто вел молитву среди методистов, но, чувствуя себя неподготовленным, отказывался проповедовать. Около 1760 года он женился на Элизе Нил, дедушка которой лишил ее наследства из-за его неуважения к молодому Мюррею.
Примерно в это же время Джеймс Рейли (Релли), который раньше был проповедником, связанным со Скинией Уайтфилда, опубликовал книгу «Союз» (Union), которая популяризировала его богословие всеобщего спасения. Согласно Рейли, каждый человек участвовал в мистическом союзе как часть тела Христа и, как часть этого тела, ни в коем случае не мог быть потерян. По мере распространения этой доктрины кальвинисты предпринимали попытки «спасти» тех, кто поддался этому мышлению. Мюррей был послан во главе делегации, чтобы привести одну такую молодую женщину обратно в каноническое «лоно». И он же был тем, кто лучше всех проявил себя в дебатах. Все вместе это стало началом длительного процесса, в ходе которого Мюррей и его жена тщательно изучали аргументы Рейли, посещали его проповеди и читали литературу, как книги Рейли, так и книги его оппонентов, надеясь найти изъян в оптимистических универсалистских рассуждениях. Однако сначала Элиза, а затем и Джон согласились с новой теологической идеей. За это они были изгнаны из Скинии Уайтфилда.
Затем последовал период, когда Мюррей пережил ряд личных потерь, которые привели его на грань отчаяния. Его единственный сын умер в младенчестве. Его жена также умерла, и вскоре после этого он узнал о смерти четырех своих братьев и сестер. Затем он был брошен в долговую тюрьму. Хотя его шурин спас его и в конце концов оплатил все его долги, он оставался слишком подавленным, чтобы заниматься проповедью, к которой его настоятельно побуждал Рейли. В то время он хотел «пройти через жизнь неслышно, невидимо, будучи неизвестным для всех, как будто я никогда не был». В 1770 году Джон Мюррей решил бросить свою жизнь в старом мире и начать все заново в новом.
Затем последовал эпизод, который с тех пор перешел в легенду и стал основополагающим мифом об американском универсализме. Вскоре после прибытия в американские колонии корабль, на котором путешествовал Мюррей, бриг «Рука об руку», бросил якорь на песчаной отмели и некоторое время оставался у побережья Нью-Джерси, недалеко от мыса Удачи. Капитан отправил Мюррея на берег в поисках пищи. Во время сбора припасов он столкнулся с Томасом Поттером, который построил часовню за счет своих средств, чтобы размещать в ней странствующих проповедников. Узнав, что Мюррей был проповедником, и, возможно, узнав что-то о взглядах молодого человека, Поттер пригласил его проповедовать со своей кафедры. Мюррей не собирался проповедовать в Америке. Это был один из многих аспектов его предыдущей жизни, которые он стремился забыть. Он возразил, сказав своему хозяину, что он должен будет уйти, как только появится благоприятный ветер. Тем не менее Поттер получил от Мюррея обещание проповедовать, если его корабль останется на месте в воскресенье. Ветры не изменились, и Мюррей проповедовал. Поттер был очень впечатлен и пригласил Мюррея остаться. Мюррей отправился на корабле в Нью-Йорк, но вскоре вернулся в Нью-Джерси и начал популярную евангельскую карьеру.
Основываясь на этой драматической истории, американские универсалисты отсчитывают дату начала своей деноминации (вероисповедания) с 1770 года. В 1870 году они отпраздновали свое столетие, включая паломничество на Мыс Удачи. Фактически же ни прибытие Мюррея, ни 1770 год не были началом универсализма в Америке. Немецкие иммигранты, которые верили во всеобщее спасение, уже поселились в среднеатлантических колониях. Сам Томас Поттер был связан с баптистами Роджерин, еще одной универсалистской сектой. Таким образом, ко времени высадки Мюррея в США уже было немало восприимчивой публики, «ожидающей» его прибытия. Это было то, с чем он столкнется снова позже в своей карьере.
Другая проблема, связанная с 1770 г., как с основополагающей датой заключается в том, что Мюррей специально не проповедовал всеобщее спасение сразу после своего прибытия. Его евангельский успех в Нью-Джерси и Пенсильвании основывался не на универсалистской доктрине, которую он не подчеркивал, а на его общехристианском послании, которое он передавал харизматичным образом в стиле Уайтфилда. Часто, когда становились известны его более «еретические» убеждения, его изгоняли из города. Таким образом, он имел небольшой успех в продвижении универсализма в этом начальном служении.
В 1772 году Мюррей начал распространять свою проповедь странствующего проповедника в Новой Англии. В Род-Айленде у него появились влиятельные друзья, в частности, Натаниэль Грин, который впоследствии стал генералом в континентальной армии. Во время проповеди в Бостоне в 1774 году Мюррей привлек внимание богатого торговца Уинтропа Сарджента, который пригласил его проповедовать группе в соседнем Глостере, штат Массачусетс. Эта группа собиралась для изучения книги «Союз» (Union) Джеймса Рейли, которую они получили несколькими годами ранее. Мюррей, который ранее отказался бросить свою странствующую карьеру, чтобы поселиться в Филадельфии, Нью-Йорке, Портсмуте или в другом месте, к этому времени был анафематствован на большинстве кафедр, которые когда-то были открыты для него. Таким образом, теперь он был более склонен осесть рядом с собранием сочувствующих. В 1775 году он служил капелланом в Род-Айлендской бригаде Континентальной армии, защищавшей Бостон, и был поддержан на этом посту вмешательством Джорджа Вашингтона, когда другие капелланы хотели его исключить. После девятимесячной службы, демобилизованный из-за дизентерии, Мюррей вернулся в Глостер.
Однако Сардженту потребовалось мощное покровительство, чтобы предотвратить изгнание Мюррея из Глостера, как последнего бродяги. Затем, несмотря на свою военную службу и патриотическую деятельность по сбору средств, Мюррей был назван крамольным англичанином и предстал перед Комитетом общественной безопасности. В этом вопросе его дружба с генералом Грином помогла ему. Наконец, когда прямое давление не смогло заставить Мюррея покинуть город, приходский совет Глостера попытался наказать тех, кто посещал службы Мюррея. Через несколько месяцев после того, как Мюррей был отстранен от служения в церкви, в начале 1779 года его покровитель Уинтроп Сарджент и другие диссиденты объединились в независимую церковь Христа. В следующем году они сами построили дом собраний.
Возникла важная правовая проблема. Получив легитимность на основании Билля о Правах в конституции Массачусетса 1780 года, Глостерские Универсалисты удержали свои приходские налоги. В 1782 году приход захватил и выставил на торги часть их личной собственности. Это привело к тому, что универсалисты подали в суд на приход за свою собственность и обратились к государству за защитой своих прав. Судебный процесс, который длился несколько лет, с 1783 по 1786 год, в конечном итоге был решен в их пользу. Сам Мюррей лично сделал очень мало для того, чтобы направлять судебное дело, лишь позволив, да и то с неохотой, вести дело от его имени и предоставив мирянам возможность заниматься судебным преследованием.
Универсалисты Глостера столкнулись с тремя проблемами:
- Неинкорпорированный статус общества;
- Отказ Мюррея принять зарплату;
- Отсутствие организованного деноминационного органа.
Конгрегация в конечном счете исправила два из трех этих недостатков, согласовав путем голосования в 1788 году вопрос о зарплате Мюррея и превратившись в 1792 году в «Независимую христианскую церковь в Глостере». Мюррей решил заняться третьим вопросом, пока процесс упорядочивания и легитимации еще продолжался. В 1783 году он написал своему коллеге из Портсмута, Нью-Гэмпшир, Ною Паркеру, о своей идее объединения универсалистских церквей: «Действительно, мне было бы приятно, если бы каждый, кто выступает с публичным свидетельством об истине, какой она есть в Иисусе, мог иметь возможность встречаться и разговаривать друг с другом, по крайней мере, один раз в год». Очевидно, не зная об универсалистских сообществах в провинциальных городах — Оксфорде, Милфорде и Уорике (Массачусетс), а также в Джаффри (Нью-Гемпшир), Мюррей упомянул Бостон, Портсмут и Норвич (штат Коннектикут), в качесте возможных мест для встреч.
В течение следующих двух лет Оксфордские Универсалисты привлекли внимание Мюррея. В 1785 году он отправился в Оксфорд и вместе с основателем Филадельфийского Универсализма Элхананом Винчестером попытался начать практику съездов на регулярной основе для Универсалистов Новой Англии. У Мюррея были сомнения относительно богословия Винчестера, а теология универсалистов Оксфордского района понравилась ему еще меньше. В течение следующих двух десятилетий он редко посещал Оксфордских универсалистов и иногда избегал их, даже когда путешествовал по их территории. Таким образом, Оксфордская конвенция 1785 года оказалась чем-то вроде фальшстарта в развитии постоянной деноминационной организации универсалистов. Тем не менее, это подтолкнуло другие универсалистские сообщества к более официальной организации и побудило их думать о себе как о части более широкого движения.
В 1790 году Мюррей посетил Филадельфию, где помог открыть более долгоживущую организацию — «Конвенция Универсалистской Церкви в Филадельфии». Он нашел эту группу более благоприятной в богословском отношении, чем Универсалисты Новой Англии и часто посещал их ежегодные собрания. Он часто был единственным делегатом от Новой Англии на съезде и какое-то время был единственной нитью, которая связывала два региона вместе. На собрании 1793 г. Филадельфийской конвенции «представитель Бостона», вероятно Мюррей, попросил конвенцию разрешить создание Универсалистской конвенции в Новой Англии. Мюррей председательствовал на первом заседании новосозданной организации, которая позже станет ядром Генеральной Конвенции Соединенных Штатов. Он еще дважды посетил съезд Универсалистской конвенции в Новой Англии, но в каждом случае был удостоен чести председательствующего.
В 1788 году Мюррей совершил поездку в Англию, где ненадолго воссоединился со своей матерью. После его возвращения, в том же году, он женился на Джудит Сарджент Стивенс, вдовствующей дочери своего покровителя Уинтропа Сарджента. Она была знаменитой литературной фигурой, которая смогла представить своего нового мужа во многих выдающихся социальных кругах. Помимо прав женщин она также пропагандировала универсализм и занималась карьерой мужа. Она стала его литературным исполнителем и организовала публикацию его произведений.
В 1794 году, после смерти Уинтропа Сарджента, семья Мюрреев переехала в Бостон, где в 1785 году была организована универсалистская церковь с Мюрреем в качестве проповедника на полставки. В этом престижном месте, будучи священником крупной городской церкви, что было нетипично для раннего универсализма Новой Англии, Мюррей взял на себя роль епископа универсалистской церкви. Всю свою оставшуюся жизнь он был публичным лицом универсализма.
Поскольку Мюррей часто находился вдали от своей кафедры, проповедники-универсалисты, идущие постоянным потоком из разных стран, пробовали себя в его бостонской общине. Одним из таких проповедников был Осия Баллоу, признанный выдающимся деятелем во втором поколении евангелистов-универсалистов. Баллоу проповедовал в течение десяти недель в отсутствие Мюррея в 1798 году. В последнее воскресенье, после проповеди Баллоу, Джудит Мюррей поручила члену хора встать и заявить: «Доктрина, проповедуемая здесь сегодня днем, не является доктриной, которая обычно проповедуется в этой церкви». Из-за своего уважения к Мюррею и знания об их богословской несовместимости Баллоу не пытался обосноваться в Бостоне, пока Мюррей был жив.
Мюррей был более доволен другим молодым проповедником, Эдвардом Тернером, который был другом и коллегой Осии Баллоу в центральном округе Массачусетса. С 1801 по 1805 год Мюррей пытался подготовить Тернера в качестве своего постоянного сотрудника в Бостоне. В то время Тернер был почти таким же далеким от теологии Мюррея, как Баллоу. Дипломатически проповедуя на нейтральные темы, Тернер порадовал Мюррея и вызвал у него разочарование только тогда, когда по личным причинам отказался принять приглашение Мюррея для совместного служения в бостонской церкви.
Поиск преемника стал более интенсивным после 1809 года, когда Мюррей перенес инсульт, который оставил его парализованным. Последние шесть лет своей жизни он оставался, как он выразился, «узником Бога» и «узником надежды». Соответственно, церкви требовался помощник для выполнения обязанностей, которые Мюррей больше не мог выполнять. Большая трудность заключалась в том, что к этому времени едва ли существовали священники-универсалисты, чье богословие хотя бы отдаленно напоминало богословие Мюррея. Лучше всего подходил Эдвард Митчелл, который, как и Мюррей, был бывшим методистом. Митчелл основал собрание в Нью-Йорке и находился за кафедрой Мюррея всего год, после чего был отозван в свою старую церковь. Пол Дин, тринитарий, хотя и не разделяющий богословие Рейли, служил помощником с 1813 года до смерти Мюррея в 1815 году, а затем был призван стать преемником Мюррея. К сожалению, между Дином и Баллоу существовала конкуренция, которая вызвала ожесточенную борьбу за контроль над универсализмом в Бостоне. Это было основным фактором в возникновении и развитии реставрационистских споров.
Обе стороны в реставрационистском споре утверждали, что Мюррей был их «прародителем». На самом деле он не был богословским «отцом» ни одной из сторон, хотя его религиозное богословие имело некоторые общие черты с обоими. Мюррей был тринитарием, но не ортодоксальным. Подобно древним саббелианам, он представлял Бога обладающим различными видами или лицами. Таким образом, Христос является человеческим лицом Бога. Христос, однако, не простой человек, а существо двойной природы, которое содержит в себе целостность Бога. Мюррей был довольно ортодоксален в своем учении о первородном грехе и искуплении. Он верил, что грех человечества против величия Бога бесконечен; поэтому это могло быть искуплено только Христом, который, будучи Богом, мог делать это бесконечно.
Мюррей полагал, что те, кто умер нераскаявшимся, будут наказаны в загробной жизни до Судного дня. На Страшном Суде всем людям, являющимся частью мистического тела Христа, будет указано, что их имена внесены в Книгу Жизни. Таким образом, в конечном итоге все люди будут спасены, а падшие ангелы, дьявол и демоны будут осуждены. Эта демонология была важной частью библейского богословия Мюррея, поскольку, согласно Матфея 25, должно быть великое отделение овец от козлов. Хотя Мюррей считал всех людей овцами, где-то должны были быть и козлы. Таковыми он идентифицировал дьявола и его приспешников.
В письме к коллеге (возможно, Эдварду Тернеру) Мюррей указал, насколько важно его учение о зле для всей его системы богословия, и, таким образом, объяснил свое богословское отчуждение от большинства других универсалистов:
Действительно ли они утверждают, что дьявола нет, и, конечно же, нет никакой деятельности дьявола? Что же тогда должен был уничтожить Искупитель, спустившийся с небес? Разве текст Священного Писания не объявляет, что Христос Иисус явился, чтобы уничтожить смерть, и того, кто имеет силу смерти, то есть дьявола? Но если нет падших ангелов, тогда все зло, моральное и естественное, исходит от Бога! и может быть только один грешник в мироздании, только один грешник во вселенной; или никогда не было никакого греха, никакого преступления! Что же тогда станет с Библией? Я еще раз молюсь, чтобы вы сказали мне, все ли ваши проповедники так думают, так говорят? или, к счастью, есть исключения, тогда, ради любви к небу, назовите их мне; Я пронзен до души.
Хотя богословие Мюррея не имело большого влияния на последующие поколения универсалистов, сегодня его чествуют как основателя американского универсализма из-за его лидерства в установлении универсализма в качестве законной конфессии с законными правами и мерой социальной приемлемости. Его также помнят как проповедника великого личного обаяния, привлекательности и красноречия. К сожалению, мало что из его красноречия сохранилось. Его записанная проповедь состоит в основном из строк библейской цитаты с минимумом оригинального соединительного материала. Его биографы Кларенс Скиннер и Альфред С. Коул сетовали, что было бы невозможно создать даже брошюру, составленную из цитат из произведений Мюррея. «Мюррей не выпустил ни одной страницы, которую можно было бы отнести к великим произведениям литературы, — писали они, — и вряд ли найдется предложение, принадлежащее ему, которое демонстрировало бы интеллектуальный прорыв наивысшего порядка».
Цитата, чаще всего связываемая с Мюрреем или речь, содержащая слова «не дай им ада, а надежду», была в действительности написана в 1951 году одним из биографов Мюррея Альфредом Коулом. Это была часть воодушевляющей воображаемой речи, которую Коул изобразил принадлежащей Мюррею в приписываемом ему произведении «Дух времени». Этот кусочек литературного тщеславия был неправильно использован или, скорее, неправильно понят Генри Читамом, директором Департамента образования Ассоциации Унитариев-универсалистов, который рассматривал это как цитату, принадлежащую Мюррею в популярной истории воскресной школы 1962 года. Эта цитата была принята с энтузиазмом в среде универсалистов-унитариев, поскольку она предлагает запоминающийся и понятный способ охарактеризовать фигуру, которая при всей своей важности в истории универсализма может показаться несколько далекой от проблем современных унитарных универсалистов.
Однако, несмотря на отсутствие запоминающихся цитат, Мюррей хорошо представлен в универсалистской литературе в форме историй, большинство из которых основано на его содержательной автобиографии. Мемуары, которые переносят нас в конец 1774 года (они был закончены его женой Джудит), завершаются эпизодом, который изображает его не только смелым, но и остроумным. Когда Мюррей читал лекцию в Бостоне, кто-то бросил в окно камень, намереваясь ранить или запугать его. Мюррей спокойно подошел к месту, где лежал камень, поднял его и сказал: «Этот аргумент твердый и весомый, но он не является ни рациональным, ни убедительным». Затем, после того, как его друзья предположили, что ситуация может быть слишком опасной для него, он объявил, что «не все камни в Бостоне, разве что только те, которые останавливают мое дыхание, закрывают мой рот или удерживают мое свидетельство».
Произведения Джона Мюррея — это его автобиография «Жизнь преподобного Джона Мюррея» (1816), написанная Джудит Сарджент Мюррей, и «Письма и наброски проповедей», 3 тома. (1812-13). Письма Эдварду Тернеру содержатся в «Письмах Мюррея и Ричардса», «Универсалистский ежеквартальник» (июль-октябрь 1872 г.). Протокол Универсалистского Общего Собрания Новой Англии находится в Специальных собраниях универсалистов в Богословской библиотеке Андовер-Гарварда. Записи Первого Универсалистского Общества Бостона находятся в Массачусетском Историческом Обществе. Не было никаких новых полноценных биографий Мюррея со времен Альфреда С. Коула и Кларенса Скиннера, «Бастионы ада» (1941). Рассел Миллер, «Последняя надежда», том 1 (1979), содержит краткую биографию и приложение к трудам Мюррея. Заметно Мюррей показан в 1 томе Ричарда Эдди, «Универсализм в Америке» (1884). Отношения Мюррея с другими универсалистами обсуждаются в Питере Хьюзе, «Истоки универсализма Новой Англии», «Журнале истории унитарного универсализма» (1997 и 1990); его поиски преемника обсуждаются в книге Питера Хьюза «Происхождение и первая стадия реставрационистской борьбы», «Журнал истории унитарных универсалистов» (2000). О более поздних путешествиях Мюррея см. Бонни Х. Смит, изд. Джудит Сарджент Мюррей «Из Глостера в Филадельфию в 1790» (1998). О том, что произошло, когда Осия Баллоу проповедовал в церкви Мюррея, см. Томас Уиттемор, «Жизнь преподобного Осии Баллу», том. 1 (1854). Речь «Дух времени» появляется в книге Альфреда С. Коуле «Наше либеральное наследие» (1951), и впервые была ошибочно приписана Мюррею в книге Генри Читама «Унитаризм и универсализм: иллюстрированная история» (1962).