Пол Дин (28 марта 1783 года — 1 октября 1860 года) был выдающимся евангелистом-универсалистом и священником в начале 19-го века, конкурентом Осии Баллоу, лидером реставрационистов и единственным проповедником-универсалистом своего поколения, оставшимся тринитарием.
Пол родился в Барнарде, штат Вермонт, и был старшим сыном Сета и Молли (Бикнелл). Будучи молодым человеком, Сет стал универсалистом в своем родном городе Хардвик, штат Массачусетс, и оказал влияние на многих членов своей семьи, в том числе и на свою жену, обратив их. Его дети были воспитаны в вере. Семья Дин претендовала на членство в Универсалистском обществе в соседнем Вудстоке, штат Вермонт, еще в 1792 году. В 1802 году Сет и другие основали Универсалистское общество в Барнарде и вскоре после этого избрали Осию Баллоу своим священником.
1805 год был годом значительных начинаний для молодого Пола Дина. В июне он женился на Фрэнсис Деннисон, у них родилось 8 детей, 4 из которых дожили до совершеннолетия. В сентябре Генеральная Универсалистская Конвенция приняла его в общение. Он был рукоположен в 1806 году на собрании Конвенции в Хусике, штат Нью-Йорк.
Дин жил в Монтпилиере, штат Вермонт, с 1805 по 1810 годы, и был странствующим проповедником в центральном Вермонте и Нью-Гемпшире. В этот период Дин познакомился с Уильямом Фаруэллом из Барре, штат Вермонт, опытным проповедником-универсалистом, у которого он научился вести дискуссию с неуниверсалистами примирительным, а не конфронтационным образом. В 1810 году Дин переехал в Нью-Хартфорд (позже Ютика), Нью-Йорк, чтобы присоединиться к Натаниэлю Стейси в евангелизации центрального штата Нью-Йорк. Стейси назвал Дина «самым успешным проповедником среди нас». Отточенный оратор и опытный спорщик, Дин успешно дебатировал с методистскими и пресвитерианскими священниками. Он сильно ослабил возражения против доктрины всеобщего спасения, разделяя концепцию наказания в загробной жизни.
Поскольку Пол Дин был единственным тринитарием в универсалистском сообществе (после Мюррея), в 1813 году Первое Универсалистское Общество в Бостоне назвало Дина помощником и вероятным преемником парализованного и больного Джона Мюррея, признанного лидера универсалистского движения. В течение двух лет Дин выполнял все проповеднические и пастырские обязанности Мюррея. Когда Мюррей умер в 1815 году, церковь избрала Дина священником самой престижной кафедры универсализма в стране.
Тем временем Осия Баллоу, обосновавшийся в Салеме, штат Массачусетс, вел переговоры с универсалистами в Бостоне. Дин был обеспокоен. Недоброжелатели сказали ему, что он недостаточно продуктивно продвигает отличительные доктрины универсалистов, и харизматичный и красноречивый Баллоу может вытеснить его. Баллоу попытался убедить Дина, что его приезд в Бостон не повредит его служению. В 1817 году Баллоу был призван во вновь образованное Второе Универсалистское Общество, частично состоящее из членов церкви Дина. Обоим церквям помог быстрый рост Бостона. За несколько лет Пол Дин привлек столько новых членов, что Первое Универсалистское Общество стало больше, чем когда-либо за всю историю.
И противники, и союзники сочли богословие Дина непонятным. Он считал, что жертва Иисуса на кресте необходима для того, чтобы удовлетворить Божью справедливость, и что Иисус был Богом, проявленным в форме, понятной человечеству. Он проповедовал, что Бог, живущий впервые как человек, стал более понимаемым в результате воплощения. Дин верил в оправдание верой. Он понимал «избранных» как растущую группу христиан, посвященную задаче спасения остальной части человечества. Большинство не могло достичь спасения в течение смертной жизни. Люди будут испытывать воспитательное наказание во время промежуточного состояния между их смертью и Судным днем, когда все предстанут перед Богом. Расширенный процесс, легкий для тех, кто уже подготовлен, и более сложный для других, в конечном итоге приведет к всеобщему восстановлению.
Дин и Баллоу сильно расходились во мнениях о том, как лучше всего распространять благую весть о всеобщем спасении. Дин надеялся убедить другие конфессии принять доктрину всеобщего спасения. Таким образом, он принял экуменический и примирительный стиль проповеди. Баллоу считал, что универсалистская деноминация совершенно отлична от всех остальных. Со своей кафедры он безжалостно критиковал все другие группы как ошибочные. Эти совершенно разные представления об универсалистской миссии, обнародованные или декларируемые в достаточно тесном кругу, привели к соперничеству и конфликтам. Атаки Баллоу на всех, кто проповедовал будущее наказание, включая реставрационистов-универсалистов, подорвали апологетическую стратегию Дина. Дин начал испытывать горечь по отношению к Баллоу и Второму Универсалистскому Обществу. Он дал понять, что считает христианство Баллоу номинальным. Баллоу и его друзья, в свою очередь, начали обвинять Дина в зависти и амбициях. Количество личных обид нарастало.
Эдвард Тернер был священником в соседнем Чарлстауне, штат Массачусетс. Тернер, несколько младших священников и Дин сотрудничали против концепции Осии Баллоу об отсутствии посмертного наказания, так называемого богословия «смерти и славы». Резкие слова, написанные и произнесенные в спорах между реставрационистами, привели к разделению в Первом Универсалистском Обществе. В 1822-1923 годах Пол Дин привел членов, лояльных к его служению, на новое место на Булфинч-стрит в Бостоне. После года временного пребывания без священства члены старой церкви избрали священником Себастьяна Стритера.
В течение 1823-24 годов Ассоциация Южных Универсалистов, региональный орган, подчиненный Генеральной Конвенции и представляющий юг Новой Англии, наказывала Дина и других реставрационистов за публикацию заявлений, которые казались им раскольническими. Дин и Баллоу безуспешно пытались договориться об урегулировании личных разногласий. На ежегодном собрании 1823 г. Генеральной Конвенции были поданы жалобы на Баллоу и Дина. Официально, оба они были оправданы, но, будучи неудовлетворенным, Дин подал в отставку, отказавшись от участия в Конвенции. В следующем году на собрании Южной Ассоциации Дин согласился подписать заявление о примирении. Баллоу принял его обратно в общение, но ученик Баллоу и постоянный враг Дина, Томас Уиттемор, выступил против его возвращения.
В 1825 году Генеральная Конвенция собралась в Хартленде, штат Вермонт, недалеко от дома семьи Дина. Дин был выбран председателем собрания, а также ведущим проповедником. Уиттемор был шокирован: «Мистер Дин в своей проповеди ясно выражал тринитарные взгляды, пытаясь из своего текста утверждать (Деян. 20:28), что именно Бог пострадал на кресте. Мы верим, что это был последний раз, когда учение о Троице было проповедано перед собранием».
В 1827 году Дин представил для Генеральной Конвенции в Саратога-Спрингс предлагаемую конституцию Генеральной Конвенции Универсалистов Соединенных Штатов. Его план встретил общее одобрение, но позже был отклонен по техническим соображениям исследовательским комитетом. Необходимая реформа была отложена на шесть лет. Дин никогда больше не пытался руководить всей деноминацией. Вместо этого он посвятил усилия формированию конкретно реставрационистской организации.
В 1828-29 годах Дин помог Дэвиду Пиккерингу, универсалистскому священнику из Провиденса, создать Ассоциацию Провиденса (штат Род-Айленд). Это было не просто новое региональное собрание, а организация, созданная для реставрационистов, которые чувствовали опасность подвергнуться наказанию со стороны Южной Ассоциации за теологические взгляды. В 1830 году Южная Ассоциация осудила Ассоциацию Провиденса и выдвинула ультиматум, объявляющий членство в новой группе несовместимым с членством в Генеральной Универсалистской Конвенции. Чувствуя себя лишенными общения, в 1831 году Дин, Пиккеринг, Адин Баллоу и другие реставрационисты организовали новую деноминацию — Массачусетскую Ассоциацию Универсалистов-Реставрационистов (MAUR).
Зимой 1830-31 года Дин совершил путешествие на юг. Он проповедовал в Мэриленде, Южной Каролине и Джорджии и помогал организовать общество тринитарных универсалистов в Чарльстоне, Южная Каролина. Универсалисты Чарльстона, впечатленные проповедью и способностями к руководству Дина, избрали его своим епископом или надзирающим пастором. ВпоследствииДин был раскритикован за принятие такого звания. Чарльстонская церковь позже изменила конституцию (устав), которую он написал для них, по причине ее слишком ограничительного вероисповедания.
Адин Баллоу издавал реставрационистскую газету «Независимый вестник». В 1835 году Дин стал ее редактором. Спустя несколько лет MAUR разделился на две фракции. Те, кто поддерживал Адина Баллоу, выступали за воздержание, отмену рабства и пацифизм. Дин не хотел, чтобы реставрационисты были связаны какой-либо политической или реформаторской целью. В редакционной статье 1837 года он предостерегал от стремления церквей сделать свою аболиционистскую позицию испытанием веры и общения. «Почему это (вопрос рабства) требует свободной дискуссии, — спросил он, — и в то же время прибегает к принуждению? Почему это делает вопрос рабства жизненно важным для религии; и, тем не менее, это призыв к политическим деятелям решить его?»
Дин полагал, что моральные аспекты таких вопросов, как рабство, война и смертная казнь, могут быть обсуждены в обращении к Библии. Однако каждый христианин должен был решить, что предписывает Писание в этих случаях, и что делать это нужно «не разрушая государство». Он считал, что попытки изменить законы или формы общества должны быть сделаны чисто политическими средствами, не приводя церкви в смятение. Его коллеги-реформаторы не прислушались к его советам. Несколько лет спустя Адин Баллоу увлек за собой значительную часть членов MAUR в утопическое сообщество «Хопдейл». Оставшиеся реставрационисты были слишком малочисленны и обескуражены, чтобы продолжать. Дин написал письмо Баллоу, в котором сказал, что его общественная схема оказалась «лопнувшим пузырем», и что «люди были слишком эгоистичными, слабыми, капризными, ненадежными, чтобы поступать правильно и добровольно жить вместе».
Реставрационистские церкви 1830-х годов часто имели унитарианские связи. В 1839 году церковь на улице Булфинч приняла унитарное обозначение и избрала в качестве младшего священника унитарианина Фредерика Т. Грея. Через несколько месяцев Дин был вынужден уйти в отставку, якобы по состоянию здоровья. Он служил как минимум двум другим церквям во временном качестве: Первому универсалистскому обществу (реставрационистскому) в Вестминстере, штат Массачусетс, 1842-44 гг., и Первой Конгрегационалистской церкви (унитарианской) в Северном Истоне, штат Массачусетс, 1845-50 гг. По иронии судьбы, Пол Дин, универсалист-тринитарий, завершил свою карьеру в служении унитарной церкви.
Дин был одним из самых впечатляющих универсалистских проповедников. Реставрационисты и многие другие универсалисты предпочитали проповеди Пола Дина, а не Осии Баллоу. По словам Адина Баллоу, «умеренность его сектантского рвения, откровенность, с которой он обращался с другими конфессиями, … возвысили его в почтении духовенства и респектабельных мирян, как правило, вне его собственной деноминации, но понизили его в пределах его собственной конфессии». Адин Баллоу считал его «исключительно справедливым, великодушным и примирительным человеком».
Пол Дин умер во Фрамингеме, штат Массачусетс, и был похоронен на кладбище Маунт-Оберн в Кембридже, штат Массачусетс.