Этот пост посвящен человеку, который, возможно, является тем, с кого началась открытая, широкая и, насколько это было возможным в 18-ом веке, свободная дискуссия по вопросу универсализма в Западном мире. Универсализм был и до него, однако я склонен разделять универсалистское наследие нового времени (новой истории) на универсализм до- и постреллианской эпохи.
Джеймс Релли (ок. 1722 — 25 апреля 1778).
Краткая справка из электронной энциклопедии «Британника»:
«Джеймс Релли, (родился около 1722 года, Джеффристон, Пембрукшир, Уэльс — умер 25 апреля 1778 года, Лондон, Англия), валлийский методистский служитель, ревивалист (возрожденец), оказавший влияние на развитие универсализма, теологической позиции, занимаемой некоторыми христианами, согласно которой все человеческие души достигнут спасения. Релли утверждал, что единство Иисуса Христа со всеми человеческими существами, Его принятие их вины и претерпение Им наказания за их грехи гарантируют, что весь человеческий род будет спасен. В своем произведении «Союз: или Трактат о кровном родстве и близости между Христом и Его Церковью», (1759), Релли представил библейские тексты, подтверждающие его точку зрения относительно того, что всеобщее спасение является гарантированным. Он оказал глубокое влияние на английского методиста Джона Мюррея (1741-1815), который работал над распространением универсализма в Соединенных Штатах Америки.»
Постараемся восстановить, насколько это является возможным, биографию этого выдающегося христианина-универсалиста.
Джеймс Релли, будучи молодым священником, был одним из членов группы выдающихся странствующих методистских проповедников, в том числе Джорджа Уайтфилда и Джона Уэсли, чьи проповеди положили начало широкому возрождению в значительной части Великобритании в середине XVIII века. В конце концов Уэсли и Релли отделились от Уайтфилда теологически, причем Уэсли усвоил арминианские взгляды, тогда как Релли стал универсалистом. Благодаря учению, проповедуемому Джеймсом Релли, позднее универсалистом стал также Джон Мюррей, впоследствии распространивший реллизм по всему восточному побережью Америки.
Джеймс Релли родился в районе Сондерсфут в «Малой Англии», англоговорящем районе Пембрукшира на юго-западе Уэльса. Получив образование в местной гимназии, он стал учеником «коровьего кузнеца» (кузнец, специализирующийся на подковывании коров). Однако англоязычные евангелисты — Уайтфилд, Уэсли, а также многочисленные проповедники из моравских братьев уже вышли для «жатвы на побелевшие поля» Уэльса. Свидетельства расходятся относительно того, были ли Джеймс Релли и его брат Джон обращены Уайтфилдом в 1741 году или его местным помощником Джоном Харрисом из Южного Кеннокса в 1743 году. В последующие годы Релли радикально изменит кальвинистское послание Уайтфилда. И все же, как он писал в «Элегии, написанной по случаю скорбной кончины преподобного Мистера Джорджа Уайтфилда», он всегда сохранял в отношении него «любовь, почтение к достойному отцу».
В любом случае, кем бы ни был впервые обращен Джеймс Релли, он стал одним из странствующих проповедников миссии Уайтфилда. Первым местом его служения в качестве проповедника стал Риддланграйг близ Нарберта, а в 1747 году он уже сделал отчет о миссионерской поездке в Бристоль, Бат, Глостершир и Бирмингем. Когда он порвал с Уайтфилдом по доктринальным соображениям, то его взгляды на несомненность Всеобщего Спасения рассматривались последним как антиномические. Впоследствии Релли, как известно, вступил в полемику с Джоном Уэсли (в 1756 году). В том же году в Каррикфергусе Релли выступил против Уэсли с «бессмысленной речью о наемниках и лжепророках» (по всей видимости, так охарактеризовал его выступление сам Уэсли). 2 апреля 1761 года Уэсли пишет о Релли и о других как о «несчастных, называющих себя методистами, но являющихся на самом деле антиномистами».
Итак, вскоре после своего обращения Релли становится кальвинистским методистским проповедником в Риддланграйге, Нарберт, Пембрукшир. Начиная с 1746 года, он проповедовал Евангелие по всей Западной и Средней Англии, в Бристоле, Портсмуте, Эксетере, Бате, Бромсгроуве, Бирмингеме и Тьюксбери. Из Тьюксбери он писал: «на нас напала такая разъяренная толпа, что все пришло в смятение. Они стучали по столам, топали ногами по полу, толкали людей, ругались, сыпали проклятьями, смеялись, кололи булавками, бросали пригоршни нюхательного табака, кирпичей и грязи».
Примерно в 1746 году Релли достиг пика своей карьеры кальвинистского методиста, став одним из многочисленных проповедников в Лондонской скинии в Мурфилде. Однако его необычайный энтузиазм по поводу возможности спасения для всех душ беспокоил Хауэла Харриса, которого Уайтфилд оставил ответственным вместо себя, пока сам Уайтфилд был в Америке, а также других проповедников. Релли был уволен. Он вернулся в Уэльс.
В 1751 году в Уэльсе произошел методистский переворот. Джон Харрис, Джеймс и Джон Релли оказались вовлеченными в это дело. Они решили отделиться, «уважая свободу и степень благодати». При этом Джеймс Релли всегда отрицал, что, расширяя масштабы искупительной благодати смерти Христа, он перешел в лагерь универсалистов, в то время, как некоторые другие полагали, что именно это он и сделал, причем явно. Согласно универсалистской логике, если все согрешили в Адаме, то все были спасены во Христе. Эти рассуждения были темой книги Релли «Союз: или Трактат о кровном родстве и близости между Христом и Его Церковью» (Union: or a treatise of consanguinity and affinity between Christ and his Church), опубликованной в Лондоне в 1759 году. Эта книга, переиздававшаяся много раз, сделала его хорошо известным как в Англии, так и в Америке.
После методистского раскола 1751 года возникло течение, известное как реллииты, или реллиты. У реллитов были дома собраний в Пембруке и Темплтоне в Пембрукшире, а также сборник христианских гимнов, стихов и духовных песен, изданный в Лондоне в 1754 году, в который внесли свой вклад и Джеймс, и Джон Релли. Много лет спустя Джон Мюррей издал книгу гимнов в Америке, добавив несколько своих собственных гимнов. Пембрукширские реллиты были в дружеских отношениях с моравскими братьями и, вероятно, позднее были поглощены их церквями.
Между тем Джеймс и Джон Релли, по всей видимости, расстались. Джеймс был независимым проповедником. В 1756 году он находился в Каррикфергусе, Ирландия, к северу от Белфаста, и создавал проблемы для Джона Уэсли, который считал его антиномическим нарушителем спокойствия. Уэсли писал в письме от 1761 года, что Релли и его друзья ненавидят его, Уэсли, «так же сильно, как они ненавидят Папу Римского, и в десять раз больше, чем дьявола». Соперничество между методистами и универсалистами, столь интенсивное в Америке XIX века, началось в 18-ом веке.
Примерно с 1757 до 1764 года Релли снова был в Лондоне и проповедовал своей собственной пастве в Коачмэйкер-Холле на Аддл-стрит. Согласно автобиографии Джона Мюррея, Джеймс Релли подвергался немалому осуждению со стороны своих бывших ортодоксальных коллег. Они приписывали ему всевозможные злодеяния и обвиняли его, называя «человеком, черным от преступлений; жестоким преступником, как в принципе, так и на практике». Позже Релли вместе с прихожанами переехал в Бартоломью-Клоуз и Кросби-сквер, расположенные неподалеку в Лондоне.
Когда Джеймс Релли был еще в Коачмэйкер-Холле, молодой Джон Мюррей, в то время ревностный антиреллит, дискутировал с одной из учениц Релли, пытаясь открыть ей глаза на ее заблуждения. К его большому смущению, реллианка сбила его с толку своей логикой. Вероятно, в начале 1760-х годов, в воскресенье, когда его собственный священник был в отъезде, Мюррей и его жена вместе посетили службу, чтобы услышать Джеймса Релли.
Об этом богослужении Мюррей написал много лет спустя в своей автобиографии: «. . . ни внутри, ни снаружи не было никаких следов величия. . . .здесь не было никаких сидений, кроме нескольких скамеек, а кафедра была сложена из нескольких грубых досок, которых никогда не касался рубанок. Аудитория соответствовала помещению. Они не казались очень религиозными, то есть не были меланхоличны, и поэтому я подозревал, что они не очень набожны. Я обратил внимание на все. Гимн был хорош, молитва превосходна, и я был поражен, увидев в таком плохом человеке столько явного религиозного рвения. . .»
Джеймс Релли умер в 1778 году. Он был похоронен на баптистском кладбище Мейз-Понд, Саутворк, Лондон. После себя Релли оставил вдову, дочь и свою паству, часть которой сохранилась на Уиндмилл-Стрит до 1820-х гг. Существовали также небольшие и неустойчивые реллианские универсалистские общества в Дорсете и Уилтшире, а также Универсалистское общество в Плимуте, перед которым его тезка Джон Релли Бирд (1800-76), первый глава Унитарианского колледжа Манчестера, произнес свою первую проповедь.
Но по-настоящему прочное наследие Джеймса Релли было передано Америке его самым преданным учеником Джоном Мюрреем. Мюррей эмигрировал в Новую Англию, пережив время горестей и бед, с определенной целью вести тихую, затворническую жизнь. Вместо этого он стал знаменитым евангелистом и основателем организации, которая в конечном итоге стала Универсалистской Церковью Америки (которая объединилась в 1961 году с американской Унитаристской Ассоциацией, чтобы сформировать в 1961 году Унитаристскую Универсалистскую Ассоциацию — UUA).
Упоминания о Джеймсе Релли содержатся в статьях Джона Мюррея в Нью-Йоркском историческом обществе и в работах Джудит Сарджент Мюррей в Андоверской Гарвардской теологической библиотеке в Кембридже, штат Массачусетс. Также в Андоверской Гарвардской Богословской библиотеке хранится тетрадь для заметок Джеймса Релли за 1764-71 годы. Кроме того, не сохранилось ни одной известной рукописи Джеймса Релли. Опубликованные сочинения Релли, помимо сборника церковных гимнов и «Союза», включают в себя «Совершенное спасение» (Salvation completed) (1753), «Испытание духов» (The Tryal of Spirits) (1756), «Противление Антихристу» (Anti-Christ resisted) (1761), «Жизнь Христа» (The Life of Christ) (1762), «Соль жертвы: или Истинное христианское крещение» (The salt of the sacrifice: or, The true Christian baptism delineated) (1762), «Обнаруженный и опровергнутый саддукей» (The Sadducee detected and refuted) (1764), «Христианская Свобода» (Christian Liberty) (1775), «Послания, или Великое Предусмотренное Спасение»(Epistles, or the Great Salvation Contemplated) (1776), «Мысли о Херувимской тайне» (Thoughts on the cherubimical mystery) (1780) и стихотворение «Элегия, написанная по случаю печальной кончины преподобного Джорджа Уайтфилда» (An Elegy written on hearing of the much-lamented death of the Rev. Mr. George Whitefield) (1770).
Основным источником информации о Джеймсе Релли является книга Уолтера Уилсона «История и памятники раскольнических церквей и домов собраний в Лондоне, Вестминстере и Саутворке» (History and antiquities of Dissenting churches and meeting houses in London, Westminster and Southwark) (1808). Изложение Уэйна К. Клаймера «Жизнь и мысли Джеймса Релли» (The life and thought of James Relly) в «Истории Церкви» (Church History) (1942) является полезным отчетом о религиозной мысли Релли, но менее надежным в отношении исторических деталей. Клаймер ошибочно считает Элханана Винчестера преемником Релли. Отношения Джона Мюррея с Джеймсом Релли описаны в собственноручно написанной автобиографии Джона Мюррея (1816). Другие подробности приводятся в литературе Кальвинистского Методизма и опубликованных письмах и журналах Джона Уэсли (Letters and Journals of John Wesley). Есть статьи о Релли Александра Гордона в Словаре Национальной Биографии (The Dictionary of National Biography) и Эндрю Хилла в Новом Словаре Национальной Биографии (New Dictionary of National Biography) (опубликовано в 2004 году).
Заключение:
Отрывок из «Определения всех богословских терминов и каждого пункта в системном богословии» Чарльза Бака (Definition of All Theological Terms and Every Article in the System of Divinit), опубликованного около 1820 года, описывает Релли и его богословие следующим образом:
«Он верил, что Христос как Посредник был таким образом соединен с человечеством, что Его действия были их действиями, Его послушание и страдания — их страданием и послушанием; и, следовательно, что Он так же полностью восстановил весь человеческий род для божественного благоволения, как если бы все повиновались и страдали в своих собственных лицах; и на этом убеждении Релли проповедовал завершенное спасение, названное апостолом Иудой «общим спасением». Многие из последователей Релли уже ушли в мир духов, но одна ветвь все еще жива и собирается в часовне на Уиндмилл-стрит, Мурфилдс, Лондон; где есть разные братья, которые говорят. Они не являются наблюдателями таинств, таких как водное крещение и таинство причастия; они исповедуют веру только в одно крещение, которое они называют погружением ума или совести в истину через учение Духа Божия; и тем же Духом они могут питаться Христом как Хлебом Жизни, исповедуя, что в Иисусе и вместе с Ним они обладают всем. Они насаждают и поддерживают добрые дела для необходимых целей, но утверждают, что главное и единственное дело, которое должно быть исполнено, — это творение истинного добра без религиозного хвастовства; то, что мы облегчаем несчастья и страдания человечества в соответствии с нашими способностями, приносит больше реального блага, чем суеверное соблюдение религиозных церемоний. Вообще они, по-видимому, верят, что будет воскресение к жизни и воскресение к осуждению; что верующие будут только среди первых, которые, как первые плоды, цари и священники, будут иметь участие в первом воскресении и будут царствовать со Христом в Его Тысячелетнем Царстве; что неверующие, которые после Воскресения должны ждать явления Спасителя мира под тем осуждением совести, которое неизбежно должен чувствовать разум во тьме и гневе; что верующие, называемые царями и священниками, станут посредниками общения со своими осужденными братьями; и, как Иосиф со своими братьями, хотя он и грубо говорил с ними, на самом деле был переполнен любовью и нежностью; что в конечном счете каждое колено преклонится, и каждый язык исповедует, что в Господе они имеют праведность и силу; и, таким образом, каждый враг будет покорен царству и славе Великого Посредника.»
Одним из его новообращенных последователей (оказавшимся самым верным) в 1770 году был Джон Мюррей, основатель универсалистских церквей в Америке. Говорят, что Джеймс Релли проявил много естественных способностей и великодушный нрав, несмотря на грубые манеры.