В Библии при желании можно найти немало мест, дающих основания подозревать Бога любви в том, что Он по совместительству является также и Богом бесконечных мучений. Особенно, если игнорировать другие места Писания, исключающие такую возможность. Одним из таких мест, дающим основание подозревать Бога в том, что Он собирается мучить Своих врагов бесконечно, являются слова Иисуса Христа о том, что хула на Духа Святого не простится человекам ни в сём (этом) веке, ни в будущем:
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мф. 12:31,32)
На первый взгляд тут все ясно — грех хулы на Духа Святого настолько тяжел, что не будет прощен человеку Богом ни в этой жизни, ни в следующей. Обычно этот стих, наряду с Мф. 25:46, используется сторонниками теории бесконечных мук в качестве некоего очевидного, само собой разумеющегося и окончательного вердикта и аргумента, спорить с которым наивно, бессмысленно и нелепо.
Однако кажущаяся простота формулировки Мф. 12:31,32 не должна вводить нас в заблуждение, в том числе и потому, что Сам Господь повелевает нам в мире сём быть «простыми как голуби и мудрыми, как змии» (Мф. 10:16).
Более того, после небольшого, но внимательного исследования этого отрывка Писания мы легко сможем убедиться в том, что Мф. 12:31,32 как минимум преждевременно записано в актив убийственных аргументов сторонниками учения о бесконечных муках, впрочем, как и все остальные места Писания, на которые они ссылаются, как на неопровержимые доказательства своих мизантропических верований.
Итак, предлагаю сосредоточиться на словах Иисуса Христа «век сей» и «век будущий» для того, чтобы легко и изящно превратить Мф. 12:31,32 в убедительный аргумент сторонников доктрины универсального спасения.
Согласно твердому убеждению приверженцев учения о бесконечных муках, под «веком сим» Иисус Христос подразумевает земную жизнь человека, а под «веком будущим» — все, что ожидает такого человека после его смерти. Таким образом, именно смерть человека является барьером, границей, рубиконом или точкой перехода человека из века сего в век будущий.
Можно было бы поставить под сомнение такой хронологический подход при трактовке слов Иисуса Христа и предложить альтернативный, например: «век сей» — это период существования человечества до момента Второго Пришествия Христа, а «век будущий» — это Тысячелетнее Царство, но мы не будем этого делать, поскольку имеем обыкновение разрушать заблуждения наших оппонентов при помощи их же собственных аргументов.
А разрушается заблуждение сторонников концепции «непрощаемых грехов», строящих свое богословие бесконечных мук на местах Писания, подобных Мф. 12:31,32, очень просто:
Если смерть человека является барьером, границей, рубиконом или точкой перехода от века сего к веку будущему и ее значение в данном качестве не подлежит никакому сомнению, то точно так же смерть вторая знаменует собой переход человека от века будущего к веку послебудущему:
«13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.» (Откр. 20:13-15)
Можно возразить, что в Писании ничего не говорится ни о каком послебудущем веке, но тогда придется убедительно доказать, что после смерти второй наступает абсолютное ничто, а это в корне противоречит богословию бесконечных мук, подразумевающему, что после смерти второй осужденные к озеру огненному грешники, бесы и дьявол будут бесконечно услаждать своими воплями слух всех благочестивых спасенных.
Таким образом, становится очевидным, что, как смерть первая является точкой перехода человека от состояния пребывания в веке сем к состоянию пребывания в веке будущем, так и смерть вторая является точно такой же точкой перехода человека от состояния пребывания в веке будущем к состоянию пребывания в веке послебудущем, при этом смерть вторая имеет точно такое же значение в жизни человека, как и смерть первая, поскольку в противном случае нам следует признать, что словосочетание «смерть вторая» — не более чем красивая фигура речи, лишь по какому-то странному недоразумению оказавшаяся в Откр. 20:14, ничего не добавляющая и ничего не убавляющая относительно состояния человека, в котором он находится после смерти первой.
Безусловно, Иисус Христос ничего не говорит о том, будет ли прощен грех хулы на Духа Святого в послебудущем веке, но нам этого и не требуется, поскольку неизменное намерение Бога спасти/помиловать всех, в том числе и осужденных грешников, бесов и дьявола подтверждается другими многочисленными местами Писания:
«26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.» (Матф.5:26)
«32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.» (Рим. 11:32)
«18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.» (1-е Петра, 3:18-20)«6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.» (1-е Петра, 4:6)
«10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.» (1-е Тим, 4:10)
Леонид Мозговенко