Одним из наиболее часто встречающихся аргументов, выдвигаемых оппонентами христиан-универсалистов, является следующее утверждение: Благая Весть о всеобщем, или универсальном спасении обесценивает Жертву Иисуса Христа, потому что в таком случае Христу незачем было умирать на кресте за грехи всего человечества — ведь все и так спасутся.
Однако, такое суждение является в корне неверным и поверхностным, к тому же, продиктованным достаточно очевидными и далеко не христианскими мотивами — эгоизмом и желанием монополизировать Совершенную Жертву Христа в интересах небольшой группы людей, вменяющих себе в исключительную заслугу сделанный ими прижизненный выбор в пользу Христа и/или считающих себя безусловно и единственно избранными ко спасению.
Причин такого превратного понимания можно назвать сразу несколько:
- Недостаток или отсутствие любви к тем, кто не отвечает общепринятым христианским критериям в отношении к «предуставленным к вечной жизни»;
- Неправильные понимание и интерпретация библейских текстов, относящихся к вопросам спасения, обусловленные почти абсолютной полуторатысячелетней монополией и доминированием богословской доктрины бесконечных мук (начиная с 543 года);
- Неверие в то, что Бог может быть настолько добрым, что в определенное и известное Ему время спасет и помилует всех, кто окажется в озере огненном — осужденных людей, бесов и дьявола;
И пр.
Чтобы раз и навсегда поставить точку в рассуждениях сторонников так называемого «ограниченного» спасения, утверждающих, что всеобщее или универсальное спасение может каким-то образом обесценить Совершенную Жертву Иисуса Христа, христиане-универсалисты заявляют, что Благая Весть о всеобщем спасении не только не обесценивает или умаляет Совершенную Жертву Иисуса Христа, но наоборот — возвеличивает ее и является единственным приемлемым учением, дающим внятное и необходимое понимание о характере Бога и Его истинном отношении к людям.
В первую очередь необходимо понять, что понятие универсального спасения в христианском универсализме не предполагает спасения всех вне или без Христа. Но понятие универсального спасения предполагает, что виновником спасения любого человека или духа, где и когда бы они не находились — всегда является Христос.
Совершенная Жертва Христа принадлежит всем без исключения людям и духам и распространяется на всех спасительным образом. При этом не имеет значения, где находится тот или иной человек или дух — Совершенная Жертва Господа Иисуса Христа является и называется Совершенной потому, что ее достаточно для спасения всех, где бы они не находились.
Одним из ключевых мест Писания, подтверждающих доктрину универсального спасения является 1 Петра, 4:6 «6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.»
Этот стих является необычайно важным. И необычайно опасным для всех сторонников теории «ограниченного» спасения. Судите сами:
- Этот стих абсолютно недвусмысленно идентифицирует аудиторию Христа в аду. Он благовествует там наиболее развращенным грешникам ветхозаветнего периода, поскольку подверглись суду по человеку плотью отнюдь не Ной, не Авраам и не Моисей;
- В этом стихе предельно ясно указана цель благовестия мертвым, подвергшимся суду по человеку плотью — соделать их таковыми, которые жили бы по Богу духом;
- Этот стих ставит жирный крест на доводах подавляющего большинства христиан, утверждающих, что получить спасение через Жертву Христа можно только сделав прижизненный осознанный выбор в Его пользу;
- Этот стих дает ясное понимание того, почему Жертва Иисуса Христа называется и является Совершенной. Она является таковой, потому что распространяется на всех без исключения людей и духов, где бы те ни находились к назначенному Богом времени.
Противники учения об универсальном спасении прекрасно понимают значение этого места Писания. Именно поэтому они интерпретируют его таким образом, чтобы аудитория и цель Иисуса Христа во время его благовестия мертвым в аду оставались максимально непонятыми. По версии сторонников «ограниченного» спасения Иисус сошел в ад для того, чтобы освободить души ветхозаветних праведников и объявить нечестивым о своей победе. Это является подменой смыслов и сознательным превратным толкованием данного места Писания, поскольку, повторюсь, аудитория и цель Христа в аду ясно обозначены в 1 Петра, 4:6 — это наиболее развращенные грешники ветхозаветнего периода и благовестие им с целью соделать их таковыми, которые жили бы по Богу духом.
Правильная интерпретация события, отраженного в 1 Петра, 4:6 (сошествие Христа в ад) дает нам все основания для восходящей экстраполяции. Если Христос является виновником спасения новозаветних раскаявшихся грешников, а также ветхозаветних нечестивых, подвергшихся суду по человеку плотию, то у кого достанет смелости утверждать, что Он не будет являться виновником спасения всех, находящихся в озере огненном, в назначенное Богом время?
Несмотря на то, что многочисленные места Писания, радикально утверждающие о неизменном намерении Бога спасти обитателей огненного озера (см. неполный список в конце поста), умалчивают о роли Христа в деле их спасения, существуют стихи, дающие основания для уверенности в том, что и в случае с теми, кому надлежит оказаться в геенне огненной, виновником их спасения также будет Христос.
«9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:10)
«2 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1-е Кор.15:22)
Мы видим, что к определенному, назначенному Богом времени не останется ни одного человека или духа, не преклонившегося перед Господом и Спасителем и не исповедовавшим имя Иисуса Христа в славу Бога Отца. Мы также видим, что во Христе оживут все те, кто умерли в Адаме. Очевидно, что в 1Кор.15:22 речь идет о безальтернативном спасении всего человечества, поскольку, если в Адаме умирают все, то почему во Христе должны ожить не все?
Присовокупив к Филиппийцам, 2:10 многочисленные места Священного Писания, говорящие о всеобщем спасении, мы можем утверждать с полной уверенностью — Благая Весть об универсальном спасении не обесценивает и не умаляет значения Совершенной Жертвы Христа, но наоборот — возвеличивает ее и дает единственно правильное понимание того, почему Жертва Христа называется Совершенной. Ее достаточно для спасения всех людей и духов, где и в каком состоянии они бы ни находились к назначенному Богом времени — времени их спасения.
«Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32)
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.» (Мф. 25-26)
«Последний же враг истребится — смерть» (1-е Кор. 15:26)
«Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель ВСЕХ человеков, а наипаче верных.» (1 Тим. 4:10)