Кем являются и кем не являются христиане-универсалисты.
Вопрос далеко не праздный. Хотя бы уже потому, что пока христианские универсалисты несут миру Благую Весть о Боге, одинаково любящем всех людей и неизменно намеревающемся спасти ВСЕХ в известное Ему время, им активно противостоят и противодействуют люди, преимущественно причисляющие себя к христианам признанных и авторитетных конфессий, безапеляционно полагающие, что спасены будут только они.
Более того, люди, противостоящие христианам-универсалистам, не гнушаются порой никакими методами и средствами для достижения своих целей, заключающихся в максимальной демонизации и маргинализации универсалистского движения. Методы и действия, направленные против христиан-универсалистов на протяжении практически всей истории Церкви, включают в себя достаточно широкий набор приемов и средств, набор, которому позавидовали бы одиознейшие мастера средневековых придворных интриг – это и доносы, и намеренное смешивание здравого библейского универсалистского учения с псевдоуниверсалистскими воззрениями различных групп с последующим обвинением христиан-универсалистов в ереси, и практически неограниченное использование церковного административного ресурса с целью максимальной дискредитации разделяющих учение об апокатастасисе и др.
Для того, чтобы понимать, как христиан-универсалистов представляют себе и миру представители современных “признанных” конфессий, приведу несколько цитат:
«Самое страшное учение сегодня – не сатанизм, не буддизм, не нью-эйдж. Самое страшное – это универсализм, который объединяет все в одно…”
“Универсализм на словах согласен, что “Иисус – единственный путь”, но так как с точки зрения универсализма Иисус — это совокупность ВСЕХ религиозных лидеров и божеств (от Кришны до Блаватской, от Будды до апостола Павла – все это инкарнации одного “Христа”), то все хорошие религии одинаковы и все ведут к Богу (к богу века сего)”
«Только это учение, которое берет начало в преисподней и оно достигнет своего апогея с приходом Вавилонской религии. И многих прельстят пророки всеобщей любви и принятия…”
Не буду цитировать решения Вселенских соборов, инициированных императорами против выдающихся личностей в истории Церкви – Оригена, Евагрия Понтийского, Дидима Александрийского и многих других. При желании можно легко хронологически проследить, каким образом в истории ранней Церкви расправлялись со сторонниками учения об апокатастасисе (Всеобщем Спасении) и их многочисленными последователями. Именно поэтому современный христианин-универсалист должен четко понимать, кем он является, а также кем он НЕ является.
Общаясь с христианами-универсалистами из США и Европы, я обратил внимание на то, что многие из них имеют довольно смутное представление о миссии, общей концепции и учении собственно, библейского христианского универсализма. Часть из них просто “за все хорошее против всего плохого”. Некоторые пытаются активно развивать заведомо тупиковые доктрины, опирающиеся на ложные предпосылки и исходные предположения, такие, например, как отсутствие греха, отсутствие посмертного наказания или “безличностный дьявол, как средоточие всего плохого внутри нас”.
Существуют христиане-универсалисты, по разным причинам идущие на поводу у псевдоуниверсалистских групп и разделяющие в той или иной мере псевдоуниверсалистское воззрение о том, что: “Иисус — это совокупность ВСЕХ религиозных лидеров и божеств (от Кришны до Блаватской, от Будды до апостола Павла – все это инкарнации одного Христа)»; что все хорошие религии одинаковы и все ведут к Богу.
Все это дает многочисленным противникам христиан-универсалистов множество удобных поводов для критики с последующим ошельмовыванием библейского христианского универсализма в глазах неискушенных и доверчивых христиан, принадлежащих к признанным и авторитетным традиционным конфессиям. Итак, кем точно не является христианин-универсалист?
— он не является невнимательным исследователем Слова Божьего, поскольку именно в Священном Писании находятся все НЕОБХОДИМЫЕ и ДОСТАТОЧНЫЕ аргументы, безусловно доказывающие правоту разделяющих учение об апокатастасисе (Всеобщем Спасении);
— он не является бесконечно толерантным приверженцем экзотических и псевдоуниверсалистских доктрин и взглядов, отвергающих очевидные библейские критерии праведности и святости;
— он не является тем, кто пытается компенсировать собственное недостаточное знание Священного Писания изобретением или участием в отстаивании нелепых и сомнительных доктрин.
А теперь несколько слов о том, кем является христианин-универсалист:
Прежде всего, христианин-универсалист – это христианин, не страдающий комплексом доктринальной неполноценности на фоне “титанов” богословия – арминиан и кальвинистов, а также их многочисленных компромиссных разновидностей. Просто потому, что концепция апокатастасиса (Всеобщего Спасения) – абсолютно органична, логична, самодостаточна и максимально подтверждена Писанием.
Достаточно одного взгляда на яростное многовековое противостояние между приверженцами кальвинистской и арминианской доктрин, а также на острейшие вопросы и вполне обоснованные их претензии друг ко другу, чтобы понять – и те, и другие являются персонажами известной притчи о двух людях с завязанными глазами, пытающихся описать слона, которого они никогда в жизни не видели, в то время, как один держит этого слона за хвост, а другой – за хобот. При этом настоящая цель описывающих слона заключается вовсе не в том, чтобы доказать друг другу истинность собственной доктрины или дать миру верное представление о Боге, а исключительно в том, чтобы обосновать на основании Священного Писания справедливость и безальтернативность утверждения о том, что только узкая группа приверженцев “правильной” доктрины будет бесконечно блаженствовать на небесах, в то время как все остальные будут бесконечно мучиться в озере огненном.
Такое “христианство в коротких штанишках”, мечтающее о личном счастье на чужом несчастье – лишнее свидетельство того, что христиане-универсалисты находятся на верном пути. Но это же налагает и дополнительную ответственность на них. Для того, чтобы успешно противостоять своим противникам и оппонентам, искусно спекулирующим на многочисленных местах Писания, могущих трактоваться двояко, христиане-универсалисты должны иметь здравую, строгую и четкую систему воззрений, полностью опирающуюся на Священное Писание и соответствующую ему.
Далее. Христианин-универсалист – это христианин, чьим нравственным императивом является Нагорная Проповедь Иисуса Христа без всяких условий. При этом христианин-универсалист непрерывно стремится к тому, чтобы быть первым среди равных в любви к ближнему, смирении, терпении, терпимости, праведности и святости: “Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе” (1-е Петра, 3:16).
И напоследок. Если проследить историю Церкви, начиная от дня Пятидесятницы и до сегодняшнего времени, невозможно найти ни одного убежденного христианина-универсалиста, замешанного в гонениях, преследованиях, осуждении, анафематствовании, пытках или убийствах своих оппонентов-христиан, не разделяющих учение об апокатастасисе. Обратных примеров, исторически достоверных и многочисленных – огромное множество. Может ли это являться подтверждением истинности учения, проповедуемого христианами-универсалистами? Косвенно – да. Может ли это являться подтверждением того, что христиане-универсалисты являются наиболее старательными, внимательными и последовательными учениками Христа? Безусловно – да.
Леонид Мозговенко