Развитие христианского универсалистского движения, появление общин, церквей и ассоциаций христиан-универсалистов в той или иной стране могут иногда рассматриваться представителями традиционных конфессий и различных христианских течений этих стран, как некий тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что христианство становится все более «мирским», «светским», смешивается с человеческими учениями, теряет фокус и начинает уводить «верных» от Христа в неизвестном и непонятном направлении.
Однако это чрезвычайно ограниченный и узкий взгляд на реалии и вызовы наших дней, а также на духовные запросы современного общества, ничем не отличающийся от того, например, каким образом были восприняты идеи Реформации в клерикальных европейских государствах времен первых анабаптистов или Мартина Лютера.
Появление универсалистских идей, отдельных христиан-универсалистов или целых их общин в том или ином государстве всегда свидетельствует о росте либеральных тенденций, происходящих как в христианской среде, так и во всем обществе в целом, зрелости этого общества и готовности перейти от фанатичного догматизма и радикализма к идеям терпимости, милосердия и сопричастности.
При этом следует понимать, что по мере повышения уровня либерализации и культуры общества появление универсалистских идей, в том числе и в христианской среде — неизбежно.
Одновременно следует понимать и то, что не обратив должного внимания на появление и развитие универсалистских идей в христианской среде или даже начав борьбу с ними, «ревнители» рискуют взамен получить ситуацию, в которой либеральная повестка и запрос общества на гуманность и милосердие будут перехвачены иными группами универсалистского толка, продвигающими псевдолиберальные, псевдогуманные и псевдохристианские идеалы.
Именно это произошло в свое время в США, когда строгие универсалисты с прочными библейскими корнями после ряда уступок и компромиссов с псевдохристианскими и псевдолиберальными группами оказались в незавидном положении, чуть менее, чем полностью отождествляемые со сторонниками абортов и однополых браков, которые, в свою очередь, практически полностью заполонили собой вакуум, образовавшийся в американском обществе после появления в нем запроса на гуманизм, а вернее, гуманность.
Здравый библейский христианский универсализм ничуть не менее консервативен, нежели другие фундаменталистские христианские конфессии, монополизировавшие сегодня позицию «ревнителей» в борьбе за традиционные ценности, однако гораздо более терпим, гуманен и либерален (в истинных значениях этих слов), чем любые другие христианские конфессии.
Украинское общество созрело для того, чтобы стать добрым. Мы перестали быть варварами и человеконенавистниками, коммунистами и антисемитами, религиозными фанатиками и воинствующими атеистами.
Настало время обратить внимание на слабых, больных, слепых, нищих, беззащитных и беспомощных. И без полного изменения мышления в сторону идей, предлагаемых сегодня христианами-универсалистами, мы так и останемся клерикальными, нетерпимыми и агрессивными фанатиками и фарисеями, имеющими только вид благочестия.